Архипа Ивановича Куинджи современники называли «художником света». В большинстве работ этого мастера именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица.
Архипа Ивановича Куинджи можно назвать человеком, который «сделал себя сам». Мальчик, оставшийся в трехлетнем возрасте сиротой, не получивший никакого систематического образования, рано начавший самостоятельную трудовую жизнь, в 28 лет он с третьей попытки поступил в Академию художеств. Именно тогда он полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром — пейзажем. Куинджи довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста.
Первоначально его работы близки своей реалистической направленностью картинам художников-передвижников, он был участником выставок Товарищества. Но все же главным для него в работе над пейзажем стало стремление не истолковывать жизнь, а передать красоту и гармонию окружающего мира. Куинджи отходит от академической трактовки пейзажа и начинает экспериментировать с колоритом и иллюзией освещения в своих произведениях. Коллеги художника говорили, что никто не владеет таким точным чувством тонов, таким полным пониманием взаимного их дополнения и усиления, как Архип Куинджи.
Пейзаж «Лов рыбы на Черном море» относится к позднему периоду творчества живописца. Большая часть этюдов и набросков этого времени была создана в Крыму, где в конце XIX веке у мыса Кикинеиз Куинджи приобрел имение. Перед нами ночной пейзаж. Луна скрыта от нашего взгляда, но ее свет разливается по полотну сияющим серебром. Свет, падающий на облака, проплывающие по небу, придает им дополнительный объем. На темную синь морских вод ложится сверкающая лунная дорожка. Вдали, у самого горизонта, едва различим двухмачтовый корабль. На каменистый берег с легким плеском набегают волны. Справа, в тени скал, колеблется яркий огонек костра. В колорите пейзажа преобладают холодные оттенки — от иссиня-черных до лазурно-голубых. Тем ярче выделяются теплые красно-оранжевые языки пламени.
Использование контрастных тонов, нанесение краски цветными динамическими и прерывистыми мазками, увлечение передачей световоздушной среды различными способами — все это указывает на то, что Куинджи применял в своем творчестве приемы художников-импрессионистов, работавших в эти годы во Франции. Фосфорическое свечение луны гипнотизирует, лунная дорожка как бы притягивает нас, и мы попадаем под магическое воздействие таланта Архипа Куинджи, не в силах оторвать взгляд от этого волшебного пейзажа.
Работа Куинджи была создана в 1900 году; закончился XIX век — особый этап в развитии русского пейзажа.
Архипа Ивановича Куинджи можно назвать человеком, который «сделал себя сам». Мальчик, оставшийся в трехлетнем возрасте сиротой, не получивший никакого систематического образования, рано начавший самостоятельную трудовую жизнь, в 28 лет он с третьей попытки поступил в Академию художеств. Именно тогда он полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром — пейзажем. Куинджи довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста.
Первоначально его работы близки своей реалистической направленностью картинам художников-передвижников, он был участником выставок Товарищества. Но все же главным для него в работе над пейзажем стало стремление не истолковывать жизнь, а передать красоту и гармонию окружающего мира. Куинджи отходит от академической трактовки пейзажа и начинает экспериментировать с колоритом и иллюзией освещения в своих произведениях. Коллеги художника говорили, что никто не владеет таким точным чувством тонов, таким полным пониманием взаимного их дополнения и усиления, как Архип Куинджи.
Пейзаж «Лов рыбы на Черном море» относится к позднему периоду творчества живописца. Большая часть этюдов и набросков этого времени была создана в Крыму, где в конце XIX веке у мыса Кикинеиз Куинджи приобрел имение. Перед нами ночной пейзаж. Луна скрыта от нашего взгляда, но ее свет разливается по полотну сияющим серебром. Свет, падающий на облака, проплывающие по небу, придает им дополнительный объем. На темную синь морских вод ложится сверкающая лунная дорожка. Вдали, у самого горизонта, едва различим двухмачтовый корабль. На каменистый берег с легким плеском набегают волны. Справа, в тени скал, колеблется яркий огонек костра. В колорите пейзажа преобладают холодные оттенки — от иссиня-черных до лазурно-голубых. Тем ярче выделяются теплые красно-оранжевые языки пламени.
Использование контрастных тонов, нанесение краски цветными динамическими и прерывистыми мазками, увлечение передачей световоздушной среды различными способами — все это указывает на то, что Куинджи применял в своем творчестве приемы художников-импрессионистов, работавших в эти годы во Франции. Фосфорическое свечение луны гипнотизирует, лунная дорожка как бы притягивает нас, и мы попадаем под магическое воздействие таланта Архипа Куинджи, не в силах оторвать взгляд от этого волшебного пейзажа.
Работа Куинджи была создана в 1900 году; закончился XIX век — особый этап в развитии русского пейзажа.