Леонард Викторович Туржанский (1875-1945) — один из эмоциональнейших пейзажистов своей эпохи и может быть назван среди прямых наследников левитановского «пейзажа настроения».
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где занимался у В.Бакшеева, В. Серова, К. Коровина, еще в годы учебы он показал на выставке ТПХВ цикл работ, написанных во время путешествия по Русскому Северу (1906). Работы получили высокую оценку современников.
Испытав поначалу влияние своих именитых учителей, он ушел от простого подражания их манере и сумел выработать собственный стиль.
До 1912 года Туржанский выставляет свои произведения на двух самых крупных выставках того времени — на передвижной и в «Союзе русских художников». С января 1912 года судьба художника будет неразрывно связана с «Союзом».
Картины Туржанского немногословны, бесхитростны, лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. Главное содержание его полотен заложено в колористическом решении. Прирожденный живописец, он мыслит и чувствует цветом, причем его гамма построена не на богатстве палитры, а на возможностях избранных красок.
В картинах мастера преобладают насыщенные «земляные» тона — красно-коричневые, зелено-желтые. Вся сила его своеобразного таланта раскрылась в небольших пейзажах родных уральских мест. Милая его сердцу деревня Малый Исток под Екатеринбургом не отличалась оригинальной красотой, но именно здесь он черпал свои излюбленные мотивы, питавшие его искусство долгие годы. Даже поселившись с 1920 г. в Москве, он каждую весну приезжал в родные края.
Талантливый живописец, сюжеты для своих многочисленных работ он находил повсюду — около мастерской («Крыши домов.1920-е г.»), на улицах деревни («Пейзаж с сараем»), за её околицей («Облака над озером», «Пашня», «Вечерние облака»).
Художник любил изображать мирную жизнь земли, тишину, в которой слышатся привычные деревенские звуки. Обладая великолепным даром анималиста, он почти каждый свой пейзаж одушевляет присутствием домашней живности — это куры, телята, козы, а чаще всего — лошади, наделенные каждая своим характером, настроением («В огороде», «Куры», «Пасмурный день»).
Он не стремился к выбору красивого места, повторяя всегда, что для художника — самое важное суметь передать состояние природы, уловить ту правду и красоту, которые заключены в каждом, даже небольшом её кусочке. Его искусство всеми корнями своими связано с русской почвой, недаром современники почитали в нем национального пейзажиста.
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где занимался у В.Бакшеева, В. Серова, К. Коровина, еще в годы учебы он показал на выставке ТПХВ цикл работ, написанных во время путешествия по Русскому Северу (1906). Работы получили высокую оценку современников.
«Туржанский. Я завидую ему, — восклицал К. Коровин. — Какое у него чувство поэзии и живописи, какой интересный колорит! Приглядывайтесь к Туржанскому, учитесь у него».
Испытав поначалу влияние своих именитых учителей, он ушел от простого подражания их манере и сумел выработать собственный стиль.
До 1912 года Туржанский выставляет свои произведения на двух самых крупных выставках того времени — на передвижной и в «Союзе русских художников». С января 1912 года судьба художника будет неразрывно связана с «Союзом».
Картины Туржанского немногословны, бесхитростны, лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. Главное содержание его полотен заложено в колористическом решении. Прирожденный живописец, он мыслит и чувствует цветом, причем его гамма построена не на богатстве палитры, а на возможностях избранных красок.
В картинах мастера преобладают насыщенные «земляные» тона — красно-коричневые, зелено-желтые. Вся сила его своеобразного таланта раскрылась в небольших пейзажах родных уральских мест. Милая его сердцу деревня Малый Исток под Екатеринбургом не отличалась оригинальной красотой, но именно здесь он черпал свои излюбленные мотивы, питавшие его искусство долгие годы. Даже поселившись с 1920 г. в Москве, он каждую весну приезжал в родные края.
Талантливый живописец, сюжеты для своих многочисленных работ он находил повсюду — около мастерской («Крыши домов.1920-е г.»), на улицах деревни («Пейзаж с сараем»), за её околицей («Облака над озером», «Пашня», «Вечерние облака»).
Художник любил изображать мирную жизнь земли, тишину, в которой слышатся привычные деревенские звуки. Обладая великолепным даром анималиста, он почти каждый свой пейзаж одушевляет присутствием домашней живности — это куры, телята, козы, а чаще всего — лошади, наделенные каждая своим характером, настроением («В огороде», «Куры», «Пасмурный день»).
Он не стремился к выбору красивого места, повторяя всегда, что для художника — самое важное суметь передать состояние природы, уловить ту правду и красоту, которые заключены в каждом, даже небольшом её кусочке. Его искусство всеми корнями своими связано с русской почвой, недаром современники почитали в нем национального пейзажиста.