Замечательный мастер русской пейзажной и жанровой живописи Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958) был одним из тех художников старшего поколения, чье творчество стало «связующим звеном между поздним передвижническим пейзажем и современным».
Художественное образование он получил в Училище живописи, ваяния и зодчества (Москва). Уже первые жанровые произведения, показанные на ученических выставках, закрепили за ним репутацию художника-реалиста, развивающего лучшие традиции отечественной живописи. С 1891 года Василий Николаевич экспонирует свои произведения на выставках Товарищества передвижников. Он был одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников». Наряду с творческой деятельностью Бакшеев всю жизнь занимался педагогической работой.
Если в первой половине своего творческого пути Бакшеев отдавал предпочтение бытовому жанру, то вторую не случайно называют пейзажной. Как пейзажист Василий Николаевич принадлежит к плеяде замечательных художников, которых называют создателями русского национального пейзажа.
Живопись Бакшеева глубоко своеобразна. Это почти всегда чистый пейзаж, в котором нет человеческих фигур. От ранней молодости и до глубокой старости художник ощущал непрерывный восторг перед природой, её собственной жизнью, перед сменою времен года, находя в каждом её состоянии особую красоту, особое звучание красок. И этот восторг передается зрителю.
Технической особенностью его живописи было умение очень мягко передавать освещенные предметы. Живописная ткань пейзажных картин Бакшеева кажется сотканной из тончайших нитей шелка, сохраняющих свой мягкий блеск и всю свою цветность. Художник никогда не сочинял свои пейзажные сюжеты, — он тщательно выбирал их из жизни природы.
Излюбленный образ бакшеевских пейзажей — это леса. Он избегал изображать бурное проявление стихии; его светлому, безмятежному восприятию красоты более свойственно спокойное, радостное, лирико-поэтическое состояние природы. Его привлекают лесные опушки, полянки, окруженные деревьями и особенно лесные дороги.
Летние дороги Бакшеева составляют особый цикл пейзажей. Композиция и мотив этих картин самый простой, незатейливый, как в работе «Дорога. 1896», представленной в музейной экспозиции. Милый простой мотив, но как задушевно и нежно он создан.
В экспозиции также выставлены эскиз «В семье (1911?)», переданный в дар дочерью художника в 1967 году, и пейзаж «Расторгуево».
Художественное образование он получил в Училище живописи, ваяния и зодчества (Москва). Уже первые жанровые произведения, показанные на ученических выставках, закрепили за ним репутацию художника-реалиста, развивающего лучшие традиции отечественной живописи. С 1891 года Василий Николаевич экспонирует свои произведения на выставках Товарищества передвижников. Он был одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников». Наряду с творческой деятельностью Бакшеев всю жизнь занимался педагогической работой.
Если в первой половине своего творческого пути Бакшеев отдавал предпочтение бытовому жанру, то вторую не случайно называют пейзажной. Как пейзажист Василий Николаевич принадлежит к плеяде замечательных художников, которых называют создателями русского национального пейзажа.
Живопись Бакшеева глубоко своеобразна. Это почти всегда чистый пейзаж, в котором нет человеческих фигур. От ранней молодости и до глубокой старости художник ощущал непрерывный восторг перед природой, её собственной жизнью, перед сменою времен года, находя в каждом её состоянии особую красоту, особое звучание красок. И этот восторг передается зрителю.
Технической особенностью его живописи было умение очень мягко передавать освещенные предметы. Живописная ткань пейзажных картин Бакшеева кажется сотканной из тончайших нитей шелка, сохраняющих свой мягкий блеск и всю свою цветность. Художник никогда не сочинял свои пейзажные сюжеты, — он тщательно выбирал их из жизни природы.
Излюбленный образ бакшеевских пейзажей — это леса. Он избегал изображать бурное проявление стихии; его светлому, безмятежному восприятию красоты более свойственно спокойное, радостное, лирико-поэтическое состояние природы. Его привлекают лесные опушки, полянки, окруженные деревьями и особенно лесные дороги.
Летние дороги Бакшеева составляют особый цикл пейзажей. Композиция и мотив этих картин самый простой, незатейливый, как в работе «Дорога. 1896», представленной в музейной экспозиции. Милый простой мотив, но как задушевно и нежно он создан.
В экспозиции также выставлены эскиз «В семье (1911?)», переданный в дар дочерью художника в 1967 году, и пейзаж «Расторгуево».