Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#2

Туржанский Леонард (Леонид) Викторович родился 30 сентября (12 октября) 1874 года в Екатеринбурге в семье врача. Родители поощряли увлечение сына искусством с детства, поэтому в течение нескольких лет Туржанский брал уроки рисования у художника и педагога Н.М. Плюснина. Для дальнейшего получения образования Леонард Викторович отправился в северную столицу, где поступил в Центральное училище технического рисования, а после переехал в Москву, где 1898 году начал обучение в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками стали известные русские художники — К.А. Коровин, В.А. Серов, А.М. Васнецов и А.С. Степанов. Об успехах в обучении Леонарда Туржанского могут многое сказать слова К.А. Коровина:

#1

Я завидую ему — какое у него чувство поэзии в живописи, какой интересный колорит!

Коровин К.А.

#3

Именно так говорил о своем ученике ярчайший российский художник. Благодаря пройденной школе, Леонард Викторович будет тесно связан с традициями русского искусства XIX века, но он станет одним из первых в России, кто применит художественный метод импрессионизма. Свои работы Леонард Туржанский экспонировал на выставках художников–передвижников, а в 1910 году присоединился к «Союзу русских художников». Впоследствии он станет одним из ведущих художников «Союза» и навсегда свяжет свое имя с этим объединением.


Несмотря на то, что работы Леонарда Викторовича Туржанского отличает жанровое разнообразие, наиболее значительными в его наследии можно назвать именно пейзажи. Особое место в его творчестве занимает поселок Малый Исток под Екатеринбургом, где в 1912 году художник приобрел небольшой дом и обустроил мастерскую. Именно здесь Туржанский черпал свои излюбленные мотивы и создавал уральские пейзажи, пропитанные большой любовью художника к природе тех мест. Леонард Викторович приезжал туда каждую весну и оставался работать до глубокой осени.


Картина с довольно прозаическим названием «Куры», представленная в нашем музее, на которой изображены четыре птицы, снующие во дворе, производит впечатление максимальной естественности. Во многих ландшафтах Туржанского присутствуют анималистические мотивы с акцентом на домашних животных. Но присутствие животных не ограничивается «стаффажной» ролью. Запечатлев птиц укрупненно и максимально приближенно к зрителю, художник буквально передает случайно пойманный им «кусок жизни» русской деревни и ее обитателей. Энергично ракурсное построение композиции подчеркнуто линией, пересекающей плоскость по диагонали. Отметим также, что благодаря выбранному художником формату пространство холста не замкнуто, а развернуто вширь таким образом, что изображение словно не вмещается в пределах картины, и его продолжение зритель может мысленно представить и за границами рамы. В то же время картина проста и цельна по композиции, поэтому особая роль в создании художественного образа была отведена способу наложения красочных масс.


В данной работе краски расположены рельефно, плотным слоем, частично с помощью мастихина. Ярко выраженные мазки, наложенные отдельно друг от друга, придают «движения» всей картине. Манеру письма Леонарда Туржанского можно назвать темпераментной и экспрессивной. Многие современники стремились подражать Леонарду Викторовичу в его живописной технике и даже соревновались в том, кто пишет «туржанистее». Те, кто знал художника и видел, как он пишет свои полотна, поражались палитре мастера. Говорили, что на ней всегда были «горы грязных красок». При этом художнику удавалось выбирать чистые и солнечные тона для своих сюжетов. Так и в композиции нашей картины есть реальное ощущение палящего солнца и воздуха, пропитанного полуденным зноем, от которых прячутся в густую тень домашние птицы.


Умение передавать солнечное освещение во всей его яркости, многоцветности и красоте, умение показать движение солнечных бликов на различных поверхностях — все это пришло в русскую живопись XX века вместе с художниками «Союза». Поэтому можно сказать, что содержание полотна «Куры» заложено и в его колористическом решении, построенном на возможностях избранных художником красок. Туржанский предпочитал земляные краски (охра, умбра), чем объясняется теплый золотистый колорит многих его работ.

#4
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%