Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Собинов в роли Орфея

Dimensions
13,8x8,7 cm
Technique
бумага, печать
0
Open in app
#3

Одним из совершеннейших образов Л.В. Собинова критики называют Орфея в опере–трагедии К.В. Глюка «Орфей и Эвридика». Это был прекрасный спектакль Мариинского театра, в котором соединились сразу четыре высоких таланта: В.Э. Мейерхольд — режиссёр спектакля, А.Я. Головин, написавший декорации и создавший эскизы костюмов, М М. Фокин, поставивший танцы, и Л.В. Собинов, исполнивший партию Орфея.

#1

Л.В. Собинов в роли Орфея в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика»

#4

Опера «Орфей и Эвридика» имеет две редакции. Премьера её состоялась в Вене 5 октября1762 годапод управлением композитора. Шла на итальянском языке и роль Орфея исполнял Гаэтано Гваданьи, мужской альт (кастрат). А в 1774 году Глюк, чтобы удовлетворить вкусы парижан, подготовил вторую редакцию — в ней партия Орфея была изменена и стала исполняться тенором, поскольку французские театры не прибегали к услугам кастратов. Парижская версия явилась основой для новых редакций, создававшихся на протяжении XIX века. Наибольшую популярность приобрела обработка Г. Берлиоза, в которой партия Орфея была приспособлена для контральто и предназначалась выдающейся испано-французской певице Полине Виардо-Гарсиа, которая утвердила именно эту редакцию.


Постановка оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» на сцене Мариинского театра была задумана ещё в 1908 году. К этому времени была прочно забыта традиция исполнения партии Орфея артистом-тенором. Оперу рассчитывали ставить в редакции Берлиоза, дирижёр спектакля Направник был сторонником именно этой редакции, и на роль Орфея планировалась Е.И. Збруева, ранее исполнявшая её в ученическом спектакле Московской консерватории. На эскизе костюма Орфея, выполненного Головиным, была его надпись «Для госпожи Збруевой». Но именно Головин стал «виновником» длительной и драматичной истории с выбором исполнителя главной партии, потому что позже отказался, как он выразился, «одеть» певицу в античный костюм из-за её неподходящей фигуры.


В поисках авторской редакции Глюка постановщики при участии чиновника особых поручений при дирекции театра — М.И. Терещенко — большого знатока и любителя музыки, взялись раздобыть подлинную партитуру глюковской оперы, чтобы доказать, что Глюк написал своего «Орфея» также и для тенора. Партитура находилась в Париже, за ней съездили и убедились, что партия Орфея была написана для тенора-альтино. После чего и режиссёр В.Э. Мейерхольд, и сценограф А.Я. Головин настояли на том, чтобы роль Орфея была предоставлена Л.В. Собинову.


Собинов прослушал оперу в обеих редакциях — в Италии с Марией Гай в роли Орфея и в парижской «Гранд-Опера», где главную роль исполнял тенор Муратор. В дирекцию императорских театров Собинов представил новый вариант, явившийся образцом глубокого творческого подхода к работе над вокальным образом. Он взял за основу французскую редакцию оперы, и транспонировал некоторые эпизоды партии Орфея, где встречаются чисто колоратурные пассажи.


Премьера оперы «Орфей и Эвридика» в Мариинском театре состоялась 21 декабря 1911 года, она вызвала споры, но никого не оставила равнодушным. Критики расходились в оценке спектакля, характеристике оперы и выбранной театром редакции. Но успех спектакля, по общему мнению, был чрезвычайный.


Обозреватель «Биржевых ведомостей» господин Коптяев писал: 

#5

… чудесно воспроизведён Орфей Собиновым. Понятно, мы не жалеем, что режиссура обратилась к парижской редакции «Орфея», переложившей альтовую партию на теноровую. Итак, дивному певцу прежде всего нужно было доказать, что мужчина не нарушает цельности обстановки Элизия. Артист гармоничен и пластичен, а между тем какие страдальческие ноты несутся из груди редкого Орфея! Есть итальянизмы, но разве в самом Глюке их мало? Переживается драма, но драма пластичная, в духе эпохи… Всюду Собинов при бездне вокального выражения даёт ту «вокальную пластику», которую так требует Глюк.

#2

К сожалению, фотографий Собинова в образе Орфея, нет. Спектакль шёл только на сцене Мариинского театра, пребывание артиста в Петербурге всегда урезано было его графиком гастролей, съемки по разным причинам всё откладывались, да и спектакль шёл довольно редко.


Но есть рисунки, выполненные художницей Антониной Андерсон. Целая галерея рисованных портретов Собинова-Орфея, изданных в виде открыток, имеется в коллекции музея.


Зарисовки Андерсон дают достаточно яркое представление о том, какой это был шедевр искусства — Собинов-Орфей. Его классически прекрасная голова, кудри, лежащие как на бюстах Антиноя или Аполлона, лавровый венок на кудрях — всё это переносило зрителя в древние века. Необыкновенно выразительная пластика каждой позы артиста заставляла вспоминать самые лучшие образцы греческой скульптуры, столько было в них чистоты линий и общей законченности формы. По отзывам тех зрителей-современников, кому посчастливилось увидеть этот спектакль, Собинов был подлинным Орфеем, с идеальным лицом, освещённым лучистыми глазами, с совершенными движениями и таким пением, что главная идея мифа о могуществе песнопения не могла быть более убедительной и полноценной, как в этом «Орфее».


Современники называли этот спектакль «изумительным», с восхищением отзывались о декорациях, созданных для глюковской оперы художником Головиным.


С постановки этой оперы начинался петербургский период творческого союза режиссёра Мейерхольда и художника Головина, сотрудничавших ранее в Москве. Декорации Головина действительно были прекрасны. Сложно задуманные и требующие тонкой отделки, они исполнялись три года. В самых превосходных степенях писали и о балетных сценах. Изумление зрителей вызвала и заключительная сцена спектакля. 


Финальная картина — «Царство Эроса» — выглядела как апофеоз великолепного старинного парадного спектакля, как во времена Глюка: блистательная живопись и костюмы, балетная сюита и ликующий хор, каскады живой воды, гирлянды роз, голуби.


Тем более удивительно, что спектакль прошёл на сцене театра всего девять раз, последний –19 февраля 1913 года. В массовых сценах спектакля участвовало более двухсот человек, на изготовление декораций и костюмов были потрачены огромные средства, и при этом оказались поразительными какая-то хрупкость, зыбкость его существования. 


В статье, посвящённой этому спектаклю, доцент РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств) Н.П. Хмелёва отмечала, что он остался в истории театра великим событием, потому что выразил душу своего прекрасного и необратимо исчезающего времени не менее емко и точно, чем впоследствии «Маскарад» Мейерхольда и Головина — крах империи. Именно мгновенность этого времени, чувство ускользающей гармонии поэтически и печально отозвались в том величественном спектакле Мариинского театра.

read morehide

Собинов в роли Орфея

Dimensions
13,8x8,7 cm
Technique
бумага, печать
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%