В конце 1884 года произошло знаменательное для судьбы Коровина событие — Поленов ввел его в дом промышленника и мецената С. И. Мамонтова. Молодой художник стал членом Абрамцевского кружка. Здесь он, общий любимец и активный участник всех начинаний, формировался как человек и живописец, здесь приобщился к театру.
Молодой человек представлен свободно сидящим в старинном кресле в роскошном театральном костюме. Коровин тонко лепит лицо, одухотворенное, словно светящееся изнутри и оттеняет голову декоративно взятым окружением.
Полотно завораживает удивительной гармонией своего колорита — красно-золотой, царственно-торжественной. Каждый цвет здесь использован во многих градациях. Например, пурпур роскошного камзола местами приглушенный, почти фиолетовый, таинственный, а порой вспыхивает нестерпимо алым, звенящим цветом. Особенно хороши рассыпанные по всему холсту многоликие переливающиеся всеми оттенками золота охры. Вряд ли здесь можно найти два одинаковых по форме и по оттенку мазка. И весь портрет написан легко, свободно, на едином дыхании.