XVIII век в России — время становления светской культуры, активного развития жанров, отражающих реальную жизнь. Среди них ведущее место занимает портрет, выразивший стремление общества к индивидуализации и фиксации социального статуса личности.
На протяжении всего столетия в России работало множество иностранных художников. В искусствознании их творчество обозначается термином «россика». Одним из наиболее выдающихся представителей этого направления стал Александр Рослин.
Рослин, швед по происхождению, родился в Мальмё. Первоначальное художественное образование получил у придворного портретиста Г.Э. Шрёдера в Стокгольме, затем совершенствовал мастерство, путешествуя по Европе. Он изучал живопись в Германии и Италии — в Венеции, Болонье, Флоренции, Неаполе, а в 1752 году обосновался в Париже. Здесь его талант был быстро признан: Рослин стал членом Королевской Академии живописи и скульптуры, получил почётное членство в Академии художеств Стокгольма, а шведский король Густав III наградил его орденом Вазы.
В 1775 году художник получил приглашение императрицы Екатерины II прибыть в Россию. Ему был заказан парадный портрет императрицы. Все требования, характерные для этого официального жанра, были соблюдены, однако результат не понравился заказчице. В письме барону Гримму Екатерина II язвительно заметила, что художник изобразил её «шведской кухаркой, грубой и простой».
Несмотря на это, именно этот портрет стал основой для последующего иконографического типа изображений Екатерины II, широко тиражировавшихся в XVIII–XIX веках. При меньших размерах он сохранял атрибуты парадного портрета, подчёркивающие высокий статус императрицы.
Официальные изображения Екатерины II пользовались популярностью и неоднократно копировались различными художниками. Портрет императрицы из собрания Рязанского музея, традиционно приписываемый самому Александру Рослину, скорее всего, представляет собой талантливую интерпретацию созданного им парадного образа. В музей портрет поступил в 1919 году из коллекции рязанского архиерея Симона (Лагова).