В 1897 году, после успешного показа картины «Поцелуйный обряд» на персональной выставке в Петербурге, Константин Маковский подарил одно из лучших произведений своего «боярского» цикла только что открытому Русскому музею императора Александра III.
#1
Константин Маковский
Поцелуйный обряд. 1895
#2
#3
Картина создана под впечатлением от романа Алексея Толстого «Князь Серебряный», вдохновившего многих художников второй половины XIX века на создание живописных полотен на тему боярской Руси.
Маковского, как и его современника Вячеслава Шварца, привлекла сцена ревности старого боярина Морозова: не выдаст ли себя как-нибудь красавица жена Алена Дмитриевна.
Вячеслав Шварц. Угощение. 1865
#18
Поцелуйный обряд — старинный русский обряд чествования гостей.
Наиболее красочно его описал барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году.
Наиболее красочно его описал барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году.
#19
С чаркой вина, празднично одетая, выходила хозяйка приветствовать участников застолья. Пригубив вино и кланяясь, она угощала каждого дорогого гостя.
Затем кланялся хозяин и просил целовать жену, высказывая тем самым полное доверие пришедшему в его дом человеку и ожидая в ответ того же.
Затем кланялся хозяин и просил целовать жену, высказывая тем самым полное доверие пришедшему в его дом человеку и ожидая в ответ того же.
#5
На большом холсте художнику удалось создать эффектное театрализованное зрелище.
Композиция выполнена по законам мизансцены, где на фоне великолепных декораций теремного интерьера встали в подобающие событию позы действующие лица.
Тяжело опустившись в кресло, прислушиваясь к наветам горбуна в шутовском колпаке, седовласый боярин Дружина Андреевич Морозов зорко следит за обрядом угощения молодого гостя.
Композиция выполнена по законам мизансцены, где на фоне великолепных декораций теремного интерьера встали в подобающие событию позы действующие лица.
Тяжело опустившись в кресло, прислушиваясь к наветам горбуна в шутовском колпаке, седовласый боярин Дружина Андреевич Морозов зорко следит за обрядом угощения молодого гостя.
Не владея собой, князь Никита Романович Серебряный порывисто устремляется навстречу красавице боярыне Елене Дмитриевне — скромной и страстной, любящей и вынужденной скрывать свое чувство.
#14
С виртуозным мастерством передает Маковский фактурное и цветовое богатство древнерусского боярского быта.
Падающий из слюдяных окошек солнечный свет разливается в пространстве огромных сводчатых чертогов, переливаясь по золоченым окладам икон, развешанным на стенах, по старинной домашней утвари — серебряным ковшам, кубкам, братинам и ларцам.
В солнечных лучах сверкают роскошные головные уборы русских женщин, поблескивают матово-голубым, изумрудно-зеленым, розово-золотым шелком и серебром парчовые одежды.
#13
К. Е. Маковский был страстным коллекционером. Его художественные мастерские в Петербурге и Париже были наполнены произведениями европейского и русского декоративно-прикладного искусства.
Предметом особой гордости художника была коллекция русских ларцов с резьбой по кости и старинных русских костюмов, которые он использовал в качестве исторического антуража в картинах «боярского цикла».
#12
Изображение давно забытых предметов русского быта во второй половине XIX века было новацией и большим достижением отечественного искусства.
Константин Маковский одним из первых открыл красоту в древнерусской старине, справедливо полагая, что именно в явлениях бытовой культуры ярче всего запечатлены эстетические представления и идеалы народа.
#17
Сияющие золотом и самоцветными каменьями головные уборы, были важным элементом русского женского костюма, демонстрирующим из какой местности владелица, каков ее возраст, семейное положение, а также состоятельность семьи.
После свадьбы женщине надлежало тщательно укрывать волосы. Ее головной убор представлял сложную конструкцию из шапочки-повойника, кокошника и платка-покрывала.
До свадьбы девушка носила венцы, повязки и обручи, которые оставляли макушку головы открытой.
После свадьбы женщине надлежало тщательно укрывать волосы. Ее головной убор представлял сложную конструкцию из шапочки-повойника, кокошника и платка-покрывала.
На Руси принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падёж скота, болезни. Появление замужней женщины на людях простоволосой считалось непристойным (отсюда — опростоволоситься).
#20
Государственный Русский музей
read morehide
Поцелуйный обряд
Dimensions
330x500 cm
Technique
холст, масло
Collection
Exhibition
7
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share