Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#2
Александр Дейнека по праву считается символом всего советского искусства, поскольку его стилистика стала эталонной и прослеживается во всех видах, жанрах, художественных течениях и направлениях отечественного искусства XX века. Он оставил большое количество произведений графики, станковой живописи, скульптуры.

В начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех», переживала настоящий авиационный восторг. Советский Союз находился на передовых подступах к современной авиации. Овеянные славой имена летчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, Сигизмунда Леваневского, Михаила Водопьянова, Владимира Коккинаки и многих других были на слуху, в разговорах и газетных публикациях.

Дейнека был необычайно увлечён всем, что было связано с авиацией, он часто встречался с лётчиками. Именно авиация, по словам художника, помогла ему сделать ряд картин, которые он считал впоследствии одними из самых любимых и искренних своих работ.

Картина «Пионер» 1934 года создана Александром Дейнекой в ранний период его творческого пути, который условно можно охарактеризовать как последовательный переход от «графичности» к большей живописности полотен, работой на пленэре. Новатор в композиции, Дейнека апробирует новые композиционные приемы в каждой работе. На складывающийся к этому времени узнаваемый дейнековский стиль повлияли развитие техницированных видов искусства — кино и фотографии, модные «измы», конструктивизм, кубизм, увлечение евгеникой и стремление к совершенному человеку. «Пионер» 1934 лежит в рамках разрабатываемых художником тем, в рамках новых композиционных поисков, в рамках прогрессивных художественных течений 1920-х годов.

Налицо идея законченной станковой живописной картины с монументальным подходом к композиции — по ОСТовскому Уставу. Четкое, почти математическое построение композиции говорит об уверенной теоретической базе, тяготению к контрастным схемам.
#4
Открытая композиция и «оптимистическая» диагональ слева-направо-снизу-вверх
#5
Асимметричная в целом конструкция уравновешена «по общему весу» светлых и темных зон, композиция цельна. Общая динамика подчеркивается диагональными линиями-лучами, провоцируя пути прочтения композиции зрителем. Принципы «золотого сечения» и как производная — линия «золотой спирали» угадывается в фигуре сидящего мальчика. Линейная, воздушная перспектива, масштабы объектов помогают в строительстве трехмерного пространства на двухмерной плоскости холста. Устойчивость «плотной» композиции обеспечивают основные «оси» — горизонтали и вертикали. Основная открытая динамическая линия слева-направо снизу-вверх вносит оптимистический настрой. Композиция тяготеет к открытой схеме. Колорит картины построен на равновесии разбеленных цветов в контрасте с яркими красными акцентом и нюансом. В картине присутствует почти чистый красный — ставший элементом дейнековского стиля. Живописная поверхность матовая. Мазки разнофактурны от притирки по-сухому до плотных движков мастихином. А название картины «Пионер» — «первый», возможно намекает на некий цикл и замысел картины 1938 года — «Будущие летчики» — картины, ставшей символом надежд не одного поколения.
#6
Трансформация замысла от иллюстрации в книжке «В облаках» 1931 до картины «Будущие летчики» 1938 (Третьяковская галерея, Москва)
#7
Художник изобразил любимые места — Крым, Севастополь. На картине подросток — ребенок и в то же время — молодое поколение советской страны. Общество было охвачено этой темой — небо и самолеты — одна из самых почитаемых и разрабатываемых самим художником. А лиризм и интимность полотна можно объяснить закрытостью в собственном «мире красоты», реакцией на отвержение новаторства в руководстве искусством после 1932 года. Все эти особенности «Пионера» 1934 года, определяют полотно как яркий и характерный пример стиля и творческого метода Александра Дейнеки 20–30-х годов.
#9
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app

Alexander DeynekaCollection

Стахановцы
Стахановцы
Museum of Contemporary History of the Russian Fe
Осенний букет
Осенний букет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Hockey
Hockey
Murmansk Regional Art Museum
Портрет архитектора Милёшиной
Портрет архитектора Милёшиной
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Пионер
Пионер
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Два наброска фигур парашютистов. Часть 2
Два наброска фигур парашютистов. Часть 2
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Женский портрет
Женский портрет
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Итальянский мотив
Итальянский мотив
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Вагонетки в Донбассе
Вагонетки в Донбассе
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
В воздухе
В воздухе
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Sevastopol Defense
Sevastopol Defense
The State Russian Museum
Натурщица
Натурщица
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Женский портрет
Женский портрет
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
В оккупации
В оккупации
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Кросс красноармейцев
Кросс красноармейцев
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Два наброска фигур парашютистов. Часть 1
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Из американских зарисовок. Танцовщица
Из американских зарисовок. Танцовщица
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
В Донбассе
В Донбассе
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Обнаженная, закинувшая руки за голову
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Портрет К.А. Вялова
Портрет К.А. Вялова
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%