В 1845–1846 годах Айвазовский создал 20 полотен. В это время им было написано несколько исторических картин, посвященных героическим победам русского флота. Художник достоверно реконструировал обстоятельства баталий XVIII века, не ограничиваясь только воссозданием некоторых эпизодов ожесточенных сражений при Ревеле, Выборге, Наварине, в Хиосском проливе и знаменитой победе при Чесме.
Петр I при Красной Горке, зажигающий костер
Несколько особняком в творчестве Айвазовского стоит картина «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».
Красная Горка (Большая Ижора) неоднократно играла роль временного пристанища петровского флота в военных маневрах.
Галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки», где Петр, управляя шнявой «Лизетта», нашел укрытие для своих кораблей. Через несколько дней «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко и такой страхъ тогда имѣли, что не чаяли было имъ и спастись».
Возможно, Айвазовский обратился именно к этому историческому эпизоду и изобразил момент, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком.
Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе. Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки.
Айвазовский несколько раз обращался к данному сюжету, создавая варианты живописной трактовки драматического события петровской эпохи.
Представленная на выставке картина, исполненная в 1846 году, принадлежит Русскому музею и происходит из Мраморного дворца, что позволяет с уверенностью отнести полотно к коллекции покровителя и почитателя Айвазовского Великого князя Константина Николаевича.