Самые выдающиеся произведения, такие как «Девятый вал» (1850, ГРМ), «Лунная ночь» (1849, ГРМ), «Среди волн» (1898), «Черное море» (1881) Иван Константинович Айвазовский написал в Феодосии.
В основе творческого мироощущения Айвазовского лежит идея безграничности природы, ее могучей созидательной силы. Более половины его работ — виды штормового моря. И, как правило, живописуя разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся с ней, помогающих друг другу людей. Человек не сдается, человек победит — вот девиз мариниста, который отчетливо звучит и в картине «Море на фоне гор» (1880, х., м.). Показанная на картине группа борющихся с бушующим морем людей на паруснике, несомненно, выстоит, одолеет грозную стихию. Эту веру вселяет пробивающийся сквозь скопление нависших туч луч света в верхней части холста. Просветленное небо вдали возвещает спасение. Именно в нем, в этом свете, и заключен смысл всех изображенных художником — романтиком бурь.
Айвазовский, обладая уникальной зрительной памятью, создавал свои произведения в мастерской. Он изображал не реальное море, а рассказывал некую поэму о нем. Отсюда и несколько преувеличенная красочность, эффектность, свойственные его манере.
В основе творческого мироощущения Айвазовского лежит идея безграничности природы, ее могучей созидательной силы. Более половины его работ — виды штормового моря. И, как правило, живописуя разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся с ней, помогающих друг другу людей. Человек не сдается, человек победит — вот девиз мариниста, который отчетливо звучит и в картине «Море на фоне гор» (1880, х., м.). Показанная на картине группа борющихся с бушующим морем людей на паруснике, несомненно, выстоит, одолеет грозную стихию. Эту веру вселяет пробивающийся сквозь скопление нависших туч луч света в верхней части холста. Просветленное небо вдали возвещает спасение. Именно в нем, в этом свете, и заключен смысл всех изображенных художником — романтиком бурь.
Айвазовский, обладая уникальной зрительной памятью, создавал свои произведения в мастерской. Он изображал не реальное море, а рассказывал некую поэму о нем. Отсюда и несколько преувеличенная красочность, эффектность, свойственные его манере.