Матвей Афанасьевич Чижов учился в Рисовальной школе гр. Строганова в Москве (1856—1857) в МУЖВЗ (1857-1860) у Н.А. Ромазанова, в ИАХ (1863—1867) у Н.С. Пименова, П.К. Клодта, А.Р. Бока. Преподавал в Центральном училище технического рисования б. Штиглица с 1879. Академик, действительный член ИАХ. Скульптор. Жанрист, портретист. Работал в области монументальной скульптуры.
#5
#2
Скульптура «Крестьянин в беде» Матвея Афанасьевича Чижова (1872, бронза, ГРМ; 1873, мрамор ГТГ; 1874, гипс МРМИИ) известна также под названиями «Погорелец», «На пепелище». Скульптор изобразил подавленного горем крестьянина и прислонившегося к нему удрученного бедой сынишку. Случай, имевший место в детские годы мастера поднят им до уровня большой жизненной трагедии, до весьма красноречивого социального обобщения. В этом произведении решительно утверждалось новое понятие красоты, которое не имело ничего общего с эстетикой классицизма.
…Словно постарев от горя, сидит крестьянин-погорелец на головнях пожарища, уронив голову на руку. Прильнувший к нему маленький сынишка робко старается вывести отца из горестного оцепенения. Превосходно передал скульптор национальный тип красивого, опушенного бородкой лица русского крестьянина. Глубоко и верно раскрыл он состояние человека, поглощенного своим горем; отчаяние в его лице и глазах, в согбенной фигуре, в жесте правой руки, бессильно опущенной на колено. Он не обнимает сынишку, тот сам прижался к отцовским коленям. Взгляд мальчика устремлен к отцу. Он словно желает отвлечь отца от гнетущих мыслей. Скупые детали — черепок разбитого горшка, подкова, обломок колеса, лежащие возле ног крестьянина, дополняют картину разорения несложного крестьянского хозяйства. При всем сочувствии, которое вызывает погорелец, здесь нет места слезливой жалости; он показан Чижовым как человек сильный, полный внутреннего достоинства и ума. Скульптор создал образ положительного героя, родственный лучшим изображениям крестьян в картинах передвижников и в поэзии Н.А. Некрасова.
Естественность композиции, прекрасная реалистическая лепка фигур и одежды, передающая конкретность живой натуры, ставят произведения Чижова в число выдающихся произведений скульптуры второй половины XIX века.
…Словно постарев от горя, сидит крестьянин-погорелец на головнях пожарища, уронив голову на руку. Прильнувший к нему маленький сынишка робко старается вывести отца из горестного оцепенения. Превосходно передал скульптор национальный тип красивого, опушенного бородкой лица русского крестьянина. Глубоко и верно раскрыл он состояние человека, поглощенного своим горем; отчаяние в его лице и глазах, в согбенной фигуре, в жесте правой руки, бессильно опущенной на колено. Он не обнимает сынишку, тот сам прижался к отцовским коленям. Взгляд мальчика устремлен к отцу. Он словно желает отвлечь отца от гнетущих мыслей. Скупые детали — черепок разбитого горшка, подкова, обломок колеса, лежащие возле ног крестьянина, дополняют картину разорения несложного крестьянского хозяйства. При всем сочувствии, которое вызывает погорелец, здесь нет места слезливой жалости; он показан Чижовым как человек сильный, полный внутреннего достоинства и ума. Скульптор создал образ положительного героя, родственный лучшим изображениям крестьян в картинах передвижников и в поэзии Н.А. Некрасова.
Естественность композиции, прекрасная реалистическая лепка фигур и одежды, передающая конкретность живой натуры, ставят произведения Чижова в число выдающихся произведений скульптуры второй половины XIX века.
#3
Мордовский музей изобразительных искусств
read morehide
Крестьянин в беде
Dimensions
81x53x54 cm
Technique
гипс, отлив
Collection
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share