Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#2

Борис Николаевич Яковлев (1890—1972) — русский и советский художник-пейзажист, уроженец Москвы. В семье Яковлевых было четыре сына: Борис и Василий стали художниками, ещё двое — Константин и Юрий — архитекторами. Отец семьи был купцом-аптекарем, а мама занималась воспитанием детей, прививая любовь к живописи. Борис начал рисовать рано, но, в отличие от Василия, не мечтал о карьере художника. Василий и Борис поступили в Московский университет на физико-математический факультет и закончили его. После, вслед за братом Василием, в 1915 году Борис Николаевич поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую А.М. Васнецова и А.С. Степанова. Его преподавателями стали С.В. Малютин, К.А. Коровин, А.Е. Архипов и Н.А. Касаткин. Этот состав учителей позволил Борису Яковлеву унаследовать традиции русской реалистической школы живописи. Впоследствии Б.Н. Яковлев стал лауреатом Сталинской премии, членом-корреспондентом АХ СССР, Народным художником РСФСР, преподавал во ВГИКе.


Борис Николаевич Яковлев начал самостоятельную творческую жизнь в эпоху бурного становления советского общества. Его картина «Транспорт налаживается» 1923 года была объявлена классикой социалистического реализма. Яковлев писал много индустриальных пейзажей, а его излюбленным мотивом был архитектурный образ Москвы. Он одним из первых художников почувствовал и зафиксировал на холстах изменения в жизни молодой страны 1920-х годов.


Известна его серия работ, посвященная Москве. В постоянной экспозиции Сочинского художественного музея имени Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Русское искусство XIX–XX вв.» представлена работа Бориса Николаевича «Вид на Кремль со стороны Старого Москворецкого моста» 1936 года. Есть и более ранние картины с изображением Старого Москворецкого моста. Например, в 1911 году панораму Москвы с видом на Кремль с Москворецкого моста написал Константин Фёдорович Юон, а в 1914 году в импрессионистском стиле тот же вид изобразил Константин Алексеевич Коровин (1861—1939).


Работа из собрания нашего музея является одним из последних живописных произведений, где запечатлен Старый Москворецкий мост, построенный в 1872 году. Поэтому сейчас представленный архитектурный пейзаж для многих уже неузнаваем. Мост стоял на одной линии с улицей Пятницкой в Замоскворечье и Москворецкой улицей в Зарядье. Но, в соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы, Москворецкую излучину Москвы-реки должны были пересечь пять новых мостов — Крымский, Большой Каменный, Большой Москворецкий, Большой Устьинский и Большой Краснохолмский. Согласно Генплану, Большой Москворецкий мост занимал центральное место среди возводимых мостов. Для реализации задуманной реконструкции была снесена часть застройки Москворецкой улицы и застройка части Острова перед Малым Москворецким мостом. Именно застройку Москворецкой улицы мы наблюдаем «с фасада» на картине Бориса Николаевича. Современный железобетонный Большой Москворецкий мост построен в период 1936–1938 годов (архитекторы А.В. Щусев, П.М. Сардарян, инженер В.С. Кириллов) в нескольких десятках метров к западу. Неизменным остался Кремль. На картине Яковлева мы узнаем Колокольню Ивана Великого внутри стен Кремля, Беклемишевская (Москворецкая) башня явно выделяется своим величием в левой части полотна, двигаясь дальше по крепостным стенам Кремля, мы увидим Константино-Еленинскую и Спасскую башни. Справа от Спасской башни виднеются главы Собора Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву).


Важной деталью в картине является изображение красно- и сине-желтых трамваев, которые с 1909 года начали ходить через Красную площадь. Летом 1909 г. трамвайную линию проложили от Забелинского проезда в виде петли к Верхним торговым рядам и мимо памятника Минину и Пожарскому (он тогда стоял в центре площади) к Покровскому Собору, оттуда трамваи направлялись вниз по Васильевскому спуску на Москворецкий мост. В 1930-х годах движение трамваев по Красной площади всё — таки прекратилось.


Можно сказать, что в картине Бориса Николаевича Яковлева «Вид на Кремль со стороны Старого Москворецкого моста» 1936 года передано присущее и другим произведениям художника на эту тему восторженное отношение к красоте и величию любимого города, которое он сумел выразить подчеркнуто живописно.

#3

Москва, вид на Кремль

#5
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%