Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Фантазия для оркестра. Партитура

Dimensions
28x19,6 cm
Technique
бумага, печать
0
Open in app
#2

Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943) — великий русский композитор, пианист, дирижер. Еще при жизни стал символом русской музыки во всем мире.

#3
С.В. Рахманинов 
#18

Он родился в старинной дворянской семье; дед был довольно известным композитором, отец и мать также увлекались музыкой. Сергей с 5 лет начал играть на рояле, затем учился в петербургской и московской консерваториях. В1893 году Рахманинов заканчивает консерваторию по классам фортепиано и композиции с золотой медалью. Дипломная работа — опера «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы») вызвала восторг П.И. Чайковского, настоявшего на постановке ее в Большом театре. В студенческие годы был написан ряд произведений, в том числе Первый концерт для фортепиано с оркестром.


После консерватории Рахманинов несколько лет занимается преподавательской и дирижерской работой и пишет музыку. В 1897 году состоялась премьера его первой симфонии, не принятой ни публикой, ни музыкантами. Композитор тяжело пережил провал. 


«Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки», — вспоминал композитор. Около трех лет он находился в депрессии и ничего не писал, но затем вновь начал работать, создав в 1901 году Второй концерт для фортепиано, а затем и другие произведения.


В 1904–1906 гг. был дирижёром Большого театра. С 1906 начинается его активная концертная деятельность. Сергей Васильевич много ездил по России (побывал и в Таганроге), но больше выступал за границей — Италия, Германия, США, Канада и др. В начале 1917 года его пригласили на гастроли в Швецию и Данию, откуда он уехал в США. На родину композитор не вернулся. Тоска по России была так сильна, что он почти не писал музыку. За границей он общался в основном с русскими эмигрантами, много помогал своим соотечественникам.


В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько концертов, передав средства в фонд обороны и Красной Армии. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», — писал он.


С.В. Рахманинов признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижером. Он вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, а также сделал записи произведений композиторов мира, которые считаются эталонными.


«Фантазия для оркестра», которую чаще называют «Утес», по эпиграфу из стихотворения Лермонтова «Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», написана 20-летним композитором в 1893 году. Она очень понравилась Чайковскому, включившему ее в программу европейского тура. Но осенью Петра Ильича не стало. Премьера состоялась в марте 1894 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества.


Рахманинов познакомился с Чеховым в сентябре 1898 года в Крыму, где проходили концерты Ф.И. Шаляпина.

#19
Шаляпин Ф.И.
#27

Рахманинов был аккомпаниатором и видел сидевшего в директорской ложе Чехова, любимейшего своего писателя. После концерта, когда зрители окружили певца, Чехов подошел к музыканту со словами: 

#28

Я все время смотрел на вас, молодой человек, у вас замечательное лицо — вы будете большим человеком». Рахманинов вспоминал: «Умирать буду — вспомню об этом с гордой радостью. 

#20

Через несколько дней Чехов в письме просит сестру передать в магазин Юргенсона свою книгу «Мужики. Моя жизнь» для Рахманинова. В ноябре того же года Рахманинов передал Антону Павловичу печатный экземпляр «Фантазии» в дарственной надписью: 

#29
Дорогому и многоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с тем же эпиграфом, служило программой этому музыкальному сочинению — С. Рахманинов. 9-е Ноября. 1898.  
#21

Фотокопия дарственной надписи Рахманинова Чехову

#22

«Фантазия для оркестра», вместе с другими книгами личной библиотеки, была передана Чеховым в Таганрогскую городскую библиотеку.

#24

У них было много общего. Чехов также тяжело пережил провал «Чайки» в 1896 году; оба любили заниматься садом; обоих отличала истинная простота и неподдельная скромность; оба помогали нуждающимся — знакомым и незнакомым — и не афишировали это.


Чехов и Рахманинов неоднократно встречались в Ялте и Москве. Писатель был в восторге от музыки Рахманинова и его «божественной игры».


Композитор всю жизнь читал произведения Антона Павловича. Он был дружен с Михаилом Чеховым, племянником писателя, великим артистом, и любил слушать в его исполнении чеховские рассказы. 

#25

Рахманинов С.В. и Чехов М.А

#26
«Что за человек был Чехов! Теперь я читаю его письма. Их шесть, я прочел четыре и думаю: как ужасно, что осталось только два!» — писал Рахманинов. Впоследствии Рахманинов написал романс «Мы отдохнем!» на монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня».
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Фантазия для оркестра. Партитура

Dimensions
28x19,6 cm
Technique
бумага, печать
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%