Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эскиз костюма к спектаклю «Музыкальный магазин»

Dimensions
21,5x33,3 cm
Technique
Бумага, карандаш, акварель
13
Open in app
#1
Якунина Е.П.
Эскиз костюма Лошади к спектаклю «Музыкальный магазин»
#2
Спектакль-ревю. Джаз-комедия «Музыкальный магазин» (сценарий Николая Робертовича Эрдмана и Владимира Захаровича Масса, аранжировка Исаака Осиповича Дунаевского с участием Леонида Утесова и Теа-джаза). Постановщик: Арнольд Григорьевич Арнольд. Ленинградский мюзик-холл. Премьера состоялась 1 января 1932 года. 
На эскизе изображена комическая белая в коричневых пятнах лошадка. По объему видно, что лошадь составляют два человека. Лошадь изображали музыканты Теа-джаза, во время представления лошадка отбивала чечетку.
#5
Для следующей программы Утесова он [Эрдман] пишет в соавторстве с Владимиром Массом комедию «Джаз-клоунада», получившую незадолго до премьеры название «Музыкальный магазин». Пьеса эта и ее постановка — шаг революционный. В масштабах Теа-джаза безусловно.
До этого утесовцы, провозгласившие при рождении новый принцип — театрализацию, прибегали к ней робко, ограничивались конферансом руководителя и весьма условными, бессловесными ролями. <…>
В «Музыкальном магазине» Теа-джаз впервые столкнулся с пьесой. В ней было девять явлений, двенадцать музыкальных номеров-аттракционов, длинный ряд действующих лиц и одна лошадь. Последнюю, правда, изображали тоже музыканты: одному досталась морда с большими глазами и длинными ресницами, другому — хвост и остальное. Как и все, лошадь демонстрировала свой номер — она отлично отбивала чечетку. <…>
Ролей всем достало. А Утесову не одна. Он был продавцом Костей Потехиным, перевоплощался в старичка, приехавшего в город из села, становился дирижером американского джаза, ловко перекладывающим в танцевальные ритмы мелодии из «Садко», «Евгения Онегина» и «Риголетто», Заикой, стоящим в очереди за таинственными пищиками, и, разумеется, самим Утесовым, случайно заглянувшим в магазин. В этом спектакле Эрдман дал ему, как никогда, развернуться вовсю.
Скороходов Г.А. Леонид Утесов. Друзья и враги
#7
Теа-джаз в спектакле «Музыкальный магазин»
#3
В 1932 году кто-то из моих друзей посоветовал мне съездить в Ленинград и посмотреть там «Музыкальный магазин» — своеобразное ревю с музыкой Дунаевского и с участием Леонида Утёсова. Я поехал. И у этой короткой поездки оказалось долгое-долгое продолжение. Мы с Дунаевским и писателями Н. Эрдманом, В. Массом засели за сценарий. Работали много, дружно, горячо. Помню, как долго бились мы над маршем. Жизнерадостный, призывный, он должен был по нашему замыслу служить словно бы вывеской фильма, его девизом. Дунаевский, на мой взгляд, написал марш превосходно, но текст долго «не вытанцовывался». Многие известные поэты писали слова для нашего марша, и ни один из текстов не подходил. Тогда на помощь пришла «Комсомольская правда», которая шефствовала над картиной. Газета объявила конкурс на лучшие стихи для марша и в короткий срок получила 36 текстов. Один из них нас особенно заинтересовал. Под стихами была подпись: В. Лебедев-Кумач… Так началось наше долгое и крепкое содружество…
Григорий Александров
#6
Не будь «Музыкального магазина», не было б и «Веселых ребят». То есть поставили б — и непременно! — какую-то другую музыкальную кинокомедию, ибо время настоятельно требовало этого и все шло к тому, но то, повторяю был бы совсем другой фильм. Однако так уж случилось, что именно «Музыкальный магазин» привлек внимание кинематографистов…
Леонид Утесов: «С песней по жизни» («Советский экран» № 13, июль 1981 года, беседу вел Михаил Каневский)
#4
Осенью 1932 года прошло специальное совещание с участием ведущих сценаристов и режиссёров, на котором Председатель Государственного управления кинофотопромышленности Борис Захарович Шумяцкий предложил снять на плёнку спектакль «Музыкальный магазин», поставленный Леонидом Утесовым в Ленинградском мюзик-холле. Музыку к спектаклю написал ровесник Николая Эрдмана, композитор Исаак Дунаевский.
 
По предложению режиссёра будущего фильма Григория Александрова, в качестве сценаристов были привлечены Николай Эрдман и его многолетний соавтор Владимир Масс. В Ленинграде для обсуждения сценария организуется дружеская встреча авторов фильма, итоги которой в присущей ему афористической манере подвёл Николай Эрдман: «Когда зритель хочет смеяться, нам уже не до смеха».
 
10 октября 1932 года Николай Эрдман пишет письмо матери: 
«Вчера был первый день съемок… снимался эпизод с коровами. Содержание эпизода заключается в том, что коровы проходят на дачу к героине картины, у которой Утесов играет на пастушеской дудке. Недалеко от гостиницы „Гагрипш“ и немного выше в горах расположена прекрасная белая дача профессора Федорова. Сам профессор в данный момент находится в Москве и, наверное, режет людей. Здесь же его заменяет управляющий-итальянец, который любезно дает разрешение… Вот раздается сигнал, и под дикие крики абхазцев на белые и крутые лестницы, ведущие к главному входу, врывается обезумевшее стадо коров. Сметая все на своем пути, бодаясь, мыча, выворачивая ступени, вырывая с корнем банановые деревья, животные устремляются вверх. Одна за другой трескаются и падают на дорогу чудесные гипсовые вазы, вытаптываются розовые кусты и крошатся перила… Четыре часа продолжалась съемка, четыре часа кричал итальянец, и четыре часа невозмутимо улыбался Александров.
Во время съемок две коровы упали от жары в обморок, третья корова упала с высокого откоса и грохнулась на дорогу, испугав до смерти дамочек, возвращающихся с пляжа».
 
В самый разгар съёмок произошло непредвиденное происшествие − в ночь с 11 на 12 октября 1933 года сценаристы фильма Николай Эрдман и Владимир Масс были арестованы. Месяц понадобился органам, чтобы установить вину обвиняемых, но все формальности были соблюдены. 14 ноября 1933 года постановлением Особого совещания при НКВД Николай Эрдман был приговорен к ссылке. Местом отбытия был выбран город Енисейск Восточно-Сибирского края. Владимира Масса постигла та же участь, но его отправили в Тобольск на Урале.
Лев Гуревич. Гений смеха. Николай Эрдман
#8
…Однажды я приехал к Николаю Робертовичу с рассказом о вечере в ЦДРИ. Прекрасная Любовь Орлова и ее муж Григорий Александров. Воспоминания, кадры из «Веселых ребят», ответы на вопросы, цветы и восторги. Однако меня удивило, что Александров, говоря о киношедевре, не упомянул ни Эрдмана, ни В.З. Масса — авторов сценария. Почему это? Что за странная забывчивость, когда уже в титрах обновленного фильма восстановлены имена репрессиорованных писателей? Н.Р. отвечал так:
— Когда фильм был готов и его показали Сталину (еще без титров), то Гриша приехал ко мне, где я сидел — в Калинин. И он говорит: «Послушая, Коля, наш с тобой фильм становится любимой комедией вождя, будет гораздо лучше для тебя, если там не будет твоей фамилии. Понимаешь?..» Я сказал, что понимаю.
Из воспоминаний В. Смехова о Николае Эрдмане
#9
read morehide

Эскиз костюма к спектаклю «Музыкальный магазин»

Dimensions
21,5x33,3 cm
Technique
Бумага, карандаш, акварель
13
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%