Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Деревня на берегу реки. Вечер

Dimensions
63,5x85,5 cm
Technique
холст, масло
1
Open in app
#2

Константин Яковлевич Крыжицкий (1858—1911) родился в 1858 году в купеческой семье в Киеве. Его отец — богатый купец польского происхождения Яков Гаврилович Крыжицкий — стремился к тому, чтобы все его восемь сыновей получили хорошее образование, поэтому будущий художник сперва учился в гимназии, а затем в реальном училище. Художественные способности юного Крыжицкого изначально развивались под руководством талантливого пейзажиста и педагога Н.И. Мурашко в Киевской рисовальной школе. После рисовальной школы в 1877 году он поступает в Академию художеств Санкт-Петербурга. Юноша успешно постигает изобразительное искусство в пейзажном классе под руководством художника Михаила Константиновича Клодта. Студент Крыжицкий был необычайно усерден и, безусловно, талантлив, а потому неудивительно, что после учебных серебряных и золотых медалей он получает в 1884 году по выходу из Академии звание классного художника первой степени. Далее с 1884 года по 1906 год Крыжицкий будет преподавать рисование в Николаевском сиротском институте. C 1879 года его полотна регулярно появлялись на академических выставках, а акварели — на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания в 1892 году. Картины художника приобретались Академией художеств и членами императорской семьи. В 1889 году Константин Яковлевич будет повышен в степень академика Императорской Академии Художеств, а в 1900 будет избран ее действительным членом.


Несмотря на то, что в Академии Крыжицкий был одним из лучших студентов своего курса, однажды Совет профессоров едва не исключил художника за страстную поддержку творчества Куинджи (1841—1910), манерой письма которого художник проникся еще проживая в Киеве. В частности, убежденным противником Куинджи был главный учитель Крыжицкого — Михаил Константинович Клодт. Касаемо сложившейся ситуации Константин Яковлевич писал: «Я, как и вся молодежь того времени, увлекался картинами Куинджи, и это увлечение было у меня столь сильно, что в силу циркулировавших тогда между нами (откуда исходивших — не помню) слухов, что Куинджи советует не писать этюды, а брать природу только по наблюдению, что все нужно творить от себя, делая только общие пометки и т. п. — ужасы, принимавшиеся тогда за абсолютные истины, — я, недолго думая, уничтожил все свои этюды за четыре года (1878—1881)». Архипа Ивановича Куинджи и Константина Яковлевича Крыжицкого объединяло не только творческое родство, но и схожесть характеров, а в особенности их общее стремление поддерживать талантливых коллег-художников. С этой целью по инициативе Константина Яковлевича было создано Общество, впоследствии получившее имя Куинджи. С 1908 (1909) года Константин Крыжицкий являлся членом-учредителем Общества художников имени А.И. Куинджи и председателем его правления вплоть до своего ухода из жизни (1911). Отметим, что творчество куинджистов будет иметь большое значение в истории русского пейзажа.


В своем творчестве Константин Яковлевич развивал традиции русского реалистического пейзажа. Известно, что мотивы для своих работ он искал в природе окрестностей Санкт-Петербурга и Киевской губернии. Основой для многих полотен также служили многочисленные натурные этюды, выполненные Крыжицким на Оке близ Тарусы, а также в собственном имении «Зачеренье» на берегу реки Торбытенки в Новгородской губернии. Возможно, что картина«Деревня на берегу реки. Вечер», представленная в постоянной экспозиции нашего музея, была написана именно там. В пользу данного предположения говорит датировка картины — 1905 год, когда усадьба в Зачеренье еще не была продана художником (1909 год), а также необычный цвет реки. Вода в реке Торбытна имела темно-коричневый, почти черный цвет из-за примесей в ней железа. В данной работе художник придал именно темные оттенки зеркальной водной глади, в которой отражается сочная зеленая листва деревьев правого берега реки и яркое небо. Представленная композиция, а также основополагающие особенности художественного решения данной работы сближают ее с рядом произведений К.Я. Крыжицкого конца 1890-х — 1900-х годов. Например, можно вспомнить работу «Золотая осень» 1903 года. Константину Яковлевичу нравилось работать с различным освещением, которое играло важную роль в его произведениях. Обратите внимание на стволы деревьев в правой части холста, окрашенных в алый цвет, на блики теплых и холодных оттенков на воде и камнях реки; левый её берег освещен лучами заходящего солнца. Такой внимательный подход к светопередаче явно отсылает нас к художественной манере уже упомянутого А.И. Куинджи. С необыкновенной тщательностью и пристальным вниманием к деталям художник прописал и дальний план картины, где виднеются деревенские домики, их крыши и трубы разного цвета. Должно быть, именно от М.К. Клодта воспринял Крыжицкий особое отношение к пейзажу, требующего максимально правдивого и подробного отображения.


Константин Яковлевич Крыжицкий оставил большое творческое наследие — около четырехсот картин и стал заметной фигурой в художественной жизни России второй половины XIX — начала XX века. Художник работал в традициях русского реалистического искусства, был строг и точен в прорисовке деталей, но свет и воздух делали его полотна особенными. Один из художественных обозревателей журнала «Нива» писал в своей заметке, посвященной юбилею творческой деятельности мастера в 1909 году:

#5

К.Я. Крыжицкий не создает какой-либо своей, особенной природы, но воссоздает с необычайной техникой и правдивостью природу живую, существующую, не фантастическую и не придуманную. Этим он дорог всем, кто искренно любит Божий мир и кто способен к тихим созерцательным настроениям и переживаниям.

#3

Крыжицкий К.Я. Золотая осень. 1903. Частная коллекция

#6
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Деревня на берегу реки. Вечер

Dimensions
63,5x85,5 cm
Technique
холст, масло
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%