Чернильница Ишимского музейного комплекса была изготовлена на Кусинском линейном заводе. Изделие выполнено с максимальной детализацией: узорчато отчеканена шерсть собаки, чувственно переданы глаза; на подставке также присутствует абстрактный узор. Чернильница открывается в области шеи собаки, открывая резервуар для чернил. На обороте фигурной подставки имеется герб, в виде двуглавого орла в круге и штамп завода изготовителя.
Искусство художественной обработки металла существовало на Руси издавна. И вполне естественно, что немалая роль в его истории принадлежит главному промышленному центру России — Уралу. Здесь работали как частные, так и казенные заводы, из которых особую известность завоевал завод в Каслях. До сих пор у любителей русского художественного литья и коллекционеров бытует представление, что «знаменитый Каслинский завод — это старейший и основной центр уральского чугунного литья», а «малоизвестный» Кусинский завод был чем-то вроде «филиала» Каслей. Лучшие кусинские произведения порой называют «каслинскими отливками», так как в художественном литье Кусы и Каслей часто использовались одни и те же модели. Многих в заблуждение вводят похожие по написанию клейма: «КУС.З» (Кусинский завод) и «КАС.З» (Каслинский завод). Тем не менее, несмотря на всю схожесть кусинских и каслинских отливок, они были созданы мастерами двух разных уральских металлургических предприятий, находившихся в разной собственности (частной и казенной), ставших уникальным явлением российской художественной промышленности последней четверти XIX — второй половины XX века.
Кусинский литейный завод был основан в 1778 году. Первоначальной продукцией завода были металлы, простейшие орудия труда, принадлежности для сельского хозяйства и заводского строительства. В 1883 году завод выпустил первую партию образцов художественных изделий, получивших одобрение Горного департамента, с этого времени кабинетное литьё на Кусинском заводе стало широко осваиваться.
Искусство художественной обработки металла существовало на Руси издавна. И вполне естественно, что немалая роль в его истории принадлежит главному промышленному центру России — Уралу. Здесь работали как частные, так и казенные заводы, из которых особую известность завоевал завод в Каслях. До сих пор у любителей русского художественного литья и коллекционеров бытует представление, что «знаменитый Каслинский завод — это старейший и основной центр уральского чугунного литья», а «малоизвестный» Кусинский завод был чем-то вроде «филиала» Каслей. Лучшие кусинские произведения порой называют «каслинскими отливками», так как в художественном литье Кусы и Каслей часто использовались одни и те же модели. Многих в заблуждение вводят похожие по написанию клейма: «КУС.З» (Кусинский завод) и «КАС.З» (Каслинский завод). Тем не менее, несмотря на всю схожесть кусинских и каслинских отливок, они были созданы мастерами двух разных уральских металлургических предприятий, находившихся в разной собственности (частной и казенной), ставших уникальным явлением российской художественной промышленности последней четверти XIX — второй половины XX века.
Кусинский литейный завод был основан в 1778 году. Первоначальной продукцией завода были металлы, простейшие орудия труда, принадлежности для сельского хозяйства и заводского строительства. В 1883 году завод выпустил первую партию образцов художественных изделий, получивших одобрение Горного департамента, с этого времени кабинетное литьё на Кусинском заводе стало широко осваиваться.
В сюжетах кусинские мастера обращались к тому, что их окружало в повседневной жизни. Хорошо зная пластические свойства чугуна мастера, могли правдоподобно передать в нем сюжет или образ, не отрицая его утилитарного назначения. Эти бытовые изделия и привлекали покупателей.