Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Атака шведов ярославскими драгунами

Dimensions
104x198 cm
0
Open in app
#8

Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года.

Греков Митрофан Борисович (до 1911 г. Митрофан Павлович Мартыщенко) родился в 1882 году в казачьей семье. Образование получил в Одесском художественном училище и Петербургской Академии художеств. С 1913 года писал картины на батальные темы истории полков русской гвардии. Художник участвовал в Первой мировой войне, а в 1920 году вступил добровольцем в Красную армию. Греков считается основоположником советской батальной живописи: художник сделал себе имя на изображении подвигов Красной армии, создании идеализированного, приукрашенного образа героя Гражданской войны — картины «Корниловцы» (1919 г.), «В отряд к Буденному» (1923 г.), «Тачанка» (1925 г.), «Трубачи 1-й Конной» (1934 г.). Одновременно внес свой вклад в прославление И.В. Сталина, написав в том числе полотно «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в окопах Царицынского фронта» (1934 г.). Всего создал более чем 300 картин. Один из инициаторов создания в СССР панорам и диорам. В 1935 году имя Грекова присвоено Студии военных художников.

#1

Прокопинский Г.И. Портрет М.Б. Грекова. 1955 г.

#2

Грекову (Мартыщенко) посчастливилось учиться у выдающихся наставников, преподававших в Одесском художественном училище в те годы: Кириака Константиновича Костанди и Геннадия Александровича Ладыженского. По окончании училища ему была выдана рекомендация, позволявшая без экзаменов поступить в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств. В конце 1906 года Митрофану Борисовичу была предоставлена возможность продолжить свое художественное образование в мастерской профессора наставника. Он выбрал мастерскую Ильи Ефимовича Репина. В декабре 1907 года, после ухода И.Е. Репина из Академии художеств, Митрофан Борисович сменил наставника, перейдя в батальную мастерскую, которой руководил видный живописец, автор огромных панорам «Штурм аула Ахульго» и «Оборона Севастополя», Франц Алексеевич Рубо.

#3

Медаль в память о заключении Ништадского мира

#4

Несмотря на то, что основной темой самых известных произведений Грекова стали сюжеты раннего соцреализма и Гражданской войны, в разные периоды творческой деятельности художник создавал полотна, освещающие другие исторические периоды. Одной из таких работ стала «Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года».


Представленная картина отражает события Великой Северной войны 1700–1721 гг., причины которой кроются в возникших противоречиях между Швецией и некоторыми государствами Европы, в том числе и Русским царством. Российское государство, во главе которого стоял царь Петр I, стремилось заполучить контроль над Балтийским морем и его побережьями. Русский самодержец совместно с союзниками одержал победу над Швецией в 1721 году , после чего в результате Ништадтского мира Россия восстановила выход к Балтийскому морю.

#5

Битва при Эрестфере произошла 29 декабря 1701 года (2 января 1702 г.) у деревни Эрастфере (ныне деревня Эраствере в Эстонии). Данное сражение произошло спустя год после поражения русских войск в осаде Нарвы. К тому времени, Петр I восстанавливал армию, и генерал-аншеф Б.П. Шереметьев по повелениям царя посылал подразделения на территорию Лифляндии, так как на тот момент Карл XII стал воевать с польским королём и саксонским курфюрстом Августом II. Ранним утром русский авангард, выйдя из лагеря, подвергся нападению шведов, однако атака противника успеха не имела и русская армия двинулась вперёд. У реки Ахья произошло первое столкновение между русской конницей и шведскими воинами.  Вскоре завязалось сражение, и на помощь русской коннице пришла пехота и артиллерия, после чего шведы обратились в бегство, бросив свои орудия. Русская армия под командованием Б.П. Шереметьева одержала первую победу в Великой Северной войне.


На картине изображён кульминационный момент боя. На переднем плане мы видим разбитую вражескую повозку. В левой части полотна изображены отступающие шведские войска и брошенные ими же артиллерия и оружие. В центре изображен момент боя между русской конницей и шведским войском. В правой части картины изображены наступающие русские драгуны, которые выбили шведов из пылающей огнем деревни из деревни шведов.

Несмотря на то, что данная картина стала одной из первых работ художника, в ней прослеживаются узнаваемые черты, характерные для всей его творческой деятельности. 

Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Атака шведов ярославскими драгунами

Dimensions
104x198 cm
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%