Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сражение при Бородине 27 августа 1812 года

Dimensions
230x353 cm
Technique
холст, масло
0
Open in app
#2

Петер фон Хесс. Сражение при Бородине 27 августа (7 сентября) 1812 года. (копия художника А.П. Швабе).


Петер фон Хесс, баварский придворный живописец, мастер исторического и батального жанров, родился в 1792 году в городе Дюссельдорф. Его отцом и по совместительству первым учителем был Карл Эрнест Христоф Хесс — профессор дюссельдорфской Академии художеств и придворный гравер. В 1806 году, в возрасте четырнадцати лет, Хесс был принят в Академию искусств в Мюнхене. Ему удалось пройти военную службу в генеральном штабе принца Карла Филиппа фон Вреде. Он сопровождал принца во время наполеоновских войн с 1813 по 1815 год, ему удалось также присутствовать на Венском конгрессе. За это время Хесс создал большое количество эскизов, которые затем легли в основу его картин маслом. 

#1

Петер фон Хесс. Фотография

#4

В 1839 году Гесс принял приглашение российского императора Николая I, прибыв в Санкт-Петербург и Москву. От него ждали серию картин, изображающих главные сражения русской армии с Наполеоном. Для баталиста академической школы это был обычный заказ, если бы не одно «но», при исполнении подобных картин «государь император требовал от художников строгой исторической верности». Художник изучал портретную галерею зимнего дворца, выезжал на поля сражений, фиксируя города и пейзажи. В результате долгой и плодотворной работы художник изобразил основные события Отечественной войны с Наполеоном в двенадцати больших батальных картинах, изображающих главные битвы 1812 года: сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Тарутине, Мало-Ярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красном и Березине. 

#3

Военная галерея Зимнего дворца

#7

Представленная картина демонстрирует самое крупное сражение между русскими и французскими войсками в период Отечественной войны 1812 г. — сражение при Бородине. Конфликт между Россией и Францией ведет своё начало с 1805 года. Наполеон намеревался расширить территориальные границы своей новой Империи. В свою очередь, Россия совместно со странами антифранцузской коалиции стремилась усмирить воинственный нрав французов и обернуть вспять завоевания Наполеона, вернув Европу к прежнему политическому и территориальному положению на момент 1792 года. Кульминацией стала Отечественная война 1812 года, Заграничные походы и взятие Парижа в 1814 году.

#6

В картине «Сражение при Бородине» П. Хесс разворачивает широкую панораму боя, одновременно показывая несколько периодов сражения, начиная с эпизода, когда Лейб-Гвардии Измайловский и Литовский полки, заняв предназначенные для них места, вступили в бой. В левой части картины, в мундирах с красными лацканами, — солдаты Литовского полка, в то время самого молодого в русской гвардии, сформированного перед началом Отечественной войны в 1811 году. Далее видно каре 3-го батальона Измайловского полка, рядом, на коне, — его командир полковник М.Е. Храповицкий.  На втором плане в центре — 1-й и 2-й батальоны измайловцев, ведущих огонь по французской коннице. 


В правой части картины П. Хесса изображены первые два полка, впереди которых виден генерал в шляпе с белым плюмажем. Вероятно, это бригадный командир Н. М. Бороздин, бывший одновременно шефом Астраханскихкирасир18. Об этом напоминает скачущий рядом обер офицер астраханцев, выделяющийся полковым (желтым) цветом приборного сукна мундира.

В центре картины П. Хесс поместил раненного французской гранатой генерала П.И. Багратиона, окруженного офицерами и солдатами. Он отдает последние распоряжения остановившемуся перед ним на белом коне командиру 3-й пехотной дивизии П.П. Коновницыну.


Здесь же показаны убитые и раненые пехотинцы и кирасиры. Солдат Муромского и Уфимского пехотных полков отправляют в тыл пленных французов и телегу, на которой вместе с раненым кирасирским обер-офицером везут командира 2-й сводной гренадерской дивизии генерала М. С. Воронцова, раненного при защите Багратионовых флешей.


В глубине слева — Мюрат, организующий новые атаки конницы. Еще дальше — французская артиллерия, ведущая огонь по русским войскам; неприятельские резервы, среди них — штаб Наполеона. В центре картины — корпус Евгения Богарне ведет наступление на батарею Раевского, которую французам удалось занять.


Русская армия, несмотря на потерю Багратионовых флешей и батареи Раевского, занимала прочную позицию от Горок до Семеновского оврага. Видя это, Наполеон приказал войскам отойти на исходные позиции, оставив завоеванное дорогой ценой в течение дня буквально заваленное людскими и конскими трупами поле. Долгожданное генеральное сражение не дало Наполеону ни знамен, ни многочисленных пленных, а главное, осталась неразгромленной русская армия и, следовательно, нельзя было ожидать скорого завершения войны.

Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Сражение при Бородине 27 августа 1812 года

Dimensions
230x353 cm
Technique
холст, масло
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%