Высокие, до колена, меховые сапоги на хантыйском языке называются «кисы». Это один из видов традиционной зимней обуви коренных народов Севера. Такие сапоги с плотной подошвой шьют из камусов — шкур, снятых с оленьих ног.
Кисы, представленные в экспозиции, сшила Маина Русмиленко из села Ванзеват Белоярского района Югры в 2008 году. Мастерица использовала в изделии олений мех, сукно и сухожильные нити.
В старину одежду и обувь хантыйские женщины шили в основном зимой. Задолго до наступления холодов оленьи камусы тщательно подготавливали, выделывали, подбирали по цветам. Для кисов использовали темный и светлый контрастный мех. Шкуры складывали ворсом внутрь и вырезали острым ножом детали будущей обуви. После того, как выкройка была готова, мех сшивали с изнанки и выворачивали. После этого к сапогам пришивали подошву из «щеток» — шкурок между оленьими копытами. Волос на них очень жесткий, поэтому к ним не прилипал снег и обувь на щетках не скользила.
Камусы подбирали так, чтобы контрастные кусочки меха образовывали узор. Женские кисы отличались от мужских кроем и декором передней части. Иногда их делали с небольшим каблуком. В женских сапогах нижние части боковых полос лицевой ткани выкраивали таким образом, чтобы к ним было удобно пришить фигурные вставки.
Носили такие сапоги зимой, но, например, северные ханты надевали кисы с вытертым мехом и летом. Эта теплая и удобная обувь была незаменима во время длительной ходьбы или перекочевок с места на место. Кисы защищали ноги от холода и сырости, даже когда температура опускалась ниже 50 градусов. Когда сапоги меняли на более легкую кожаную обувь, например, ниры, их убирали на хранение в специальные мешки или подвешивали на шесты. Таким образом обувь берегли от грызунов и других вредителей.
Кисы, представленные в экспозиции, сшила Маина Русмиленко из села Ванзеват Белоярского района Югры в 2008 году. Мастерица использовала в изделии олений мех, сукно и сухожильные нити.
В старину одежду и обувь хантыйские женщины шили в основном зимой. Задолго до наступления холодов оленьи камусы тщательно подготавливали, выделывали, подбирали по цветам. Для кисов использовали темный и светлый контрастный мех. Шкуры складывали ворсом внутрь и вырезали острым ножом детали будущей обуви. После того, как выкройка была готова, мех сшивали с изнанки и выворачивали. После этого к сапогам пришивали подошву из «щеток» — шкурок между оленьими копытами. Волос на них очень жесткий, поэтому к ним не прилипал снег и обувь на щетках не скользила.
Камусы подбирали так, чтобы контрастные кусочки меха образовывали узор. Женские кисы отличались от мужских кроем и декором передней части. Иногда их делали с небольшим каблуком. В женских сапогах нижние части боковых полос лицевой ткани выкраивали таким образом, чтобы к ним было удобно пришить фигурные вставки.
Зимнюю обувь, как правило, декорировали довольно скромно, если она не была частью праздничного костюма. Зачастую основным украшением готового изделия был цветной тканевый кант, которым прокладывали швы. Иногда переднюю часть кисов отделывали цветным сукном или орнаментом в технике меховой мозаики.
Носили такие сапоги зимой, но, например, северные ханты надевали кисы с вытертым мехом и летом. Эта теплая и удобная обувь была незаменима во время длительной ходьбы или перекочевок с места на место. Кисы защищали ноги от холода и сырости, даже когда температура опускалась ниже 50 градусов. Когда сапоги меняли на более легкую кожаную обувь, например, ниры, их убирали на хранение в специальные мешки или подвешивали на шесты. Таким образом обувь берегли от грызунов и других вредителей.