В годы Великой Отечественной войны летчики одевались в зависимости от погоды: до появления реактивных самолетов высота полетов была не слишком большой, а кабины — не герметичными. Летом обычно надевали только китель, а зимой — меховую куртку и ватные штаны. Часто на китель вешали награды.
Ноги зимой утепляли унтами — специальной обувью из кожи на толстой подошве с подкладкой из меха. Само слово попало в русский язык из эвенкийского: унта — «обувь», «сапог». Классическую обувь шили из оленьей шкуры и украшали кусочками песцовых или заячьих шкурок, цветным сукном или бисером. А для летчиков их обычно делали из кирзы или кожи и меха — они больше походили на современные, но выглядели массивнее. Унты считали самой холодостойкой обувью, поэтому чаще всего летчики Военно-воздушных сил СССР носили именно их. Также обязательными элементами экипировки были шлемофон и летные очки.
Во время Второй мировой войны шелковые шарфы носили в основном немцы. Их считали особым признаком пилотов Люфтваффе. В авиации СССР белые шарфы были распространены гораздо меньше. Однако сохранились сведения, что такой шарф часто надевал на вылеты советский военный летчик, Герой Советского Союза и один из самых известных истребителей первого периода войны Борис Сафонов. Вслед за ним белые шарфы стали носить и другие члены его эскадрильи. О практическом назначении шелковых шарфов во время Первой мировой войны уже успели забыть, поэтому поначалу к летчикам отнеслись скептически. Но благодаря Сафонову пилоты Военно-воздушных сил Красной Армии стали носить их снова, хотя и не так массово, как раньше.
В экспозиции музея можно увидеть зимнюю летную форму с теплой курткой. Ее воротник был меховым и при необходимости отстегивался. Куртку зимой носили обязательно, так как отопления в кабине не было. Однако небольшое пространство кабины быстро прогревалось от дыхания и тепла тела, поэтому ватные штаны некоторые не надевали.
Ноги зимой утепляли унтами — специальной обувью из кожи на толстой подошве с подкладкой из меха. Само слово попало в русский язык из эвенкийского: унта — «обувь», «сапог». Классическую обувь шили из оленьей шкуры и украшали кусочками песцовых или заячьих шкурок, цветным сукном или бисером. А для летчиков их обычно делали из кирзы или кожи и меха — они больше походили на современные, но выглядели массивнее. Унты считали самой холодостойкой обувью, поэтому чаще всего летчики Военно-воздушных сил СССР носили именно их. Также обязательными элементами экипировки были шлемофон и летные очки.
Отдельного внимания заслуживает еще одна деталь — белый шелковый шарф. Шелковые шарфы у летчиков появились еще в годы Первой мировой войны. Поскольку радары и другие бортовые системы дальнего обнаружения противника в кабине пилота отсутствовали, ему приходилось самостоятельно осматривать периметр, чтобы вовремя увидеть вражеские самолеты. Иногда боевые вылеты могли длиться несколько часов, и от необходимости постоянно смотреть по сторонам летчики растирали шею в кровь. Шелковые белые шарфы были гладкими и достаточно плотными — они предотвращали натирание и защищали от встречного ветра.
Во время Второй мировой войны шелковые шарфы носили в основном немцы. Их считали особым признаком пилотов Люфтваффе. В авиации СССР белые шарфы были распространены гораздо меньше. Однако сохранились сведения, что такой шарф часто надевал на вылеты советский военный летчик, Герой Советского Союза и один из самых известных истребителей первого периода войны Борис Сафонов. Вслед за ним белые шарфы стали носить и другие члены его эскадрильи. О практическом назначении шелковых шарфов во время Первой мировой войны уже успели забыть, поэтому поначалу к летчикам отнеслись скептически. Но благодаря Сафонову пилоты Военно-воздушных сил Красной Армии стали носить их снова, хотя и не так массово, как раньше.