В Курском областном музее археологии представлен памятник скифской культуры — жертвенник в виде пирамиды из глиняных блоков и миниатюрного сосуда. Он был найден в 1961 году в ходе проводимых под руководством археолога Анны Епифановны Алиховой раскопок Успенского поселения в Курской области. Жертвенник представлял собой остатки культового сооружения — частично разрушенная округлая глинобитная площадка со следами кострищ, в центре которой находилась пирамидка из 33 глиняных блоков. На их вершине располагался небольшой орнаментированный глиняный сосуд.
Выявленное святилище является до сегодняшнего дня единственным на территории современной Курской области объектом религиозного культа раннего железного века. Однако известны находки небольших металлических подвесок в виде пирамидок, состоящих из нескольких рядов выпуклых кружков. Возможно, эти подвески являются символическими изображениями жертвенников. Кроме того, на скифских памятниках, находящихся в лесостепной полосе и, в частности, на территории современной Курской области, часто находят глиняные блоки-хлебцы с пальцевым вдавленным орнаментом, а также глиняные подобия зерен и плодов растений. Все эти предметы исследователи относят к вотивной группе, то есть они имеют прямое отношение к религиозным дарам.
Так как скифы были бесписьменным народом, основными источниками для реконструкции скифской религии являются краткие свидетельства античных авторов, в том числе записи о скифской мифологии, погребальном обряде и предметах культа, а также остатки культовых сооружений и предметов, которые относились к религиозным воззрениям скифов.
Стоит отметить, что скифоидные группы населения в разных географических регионах имели заметные различия в рамках использования предметов своих материальных культур. Соответственно, и религиозные представления населения лесостепи отличались от верований скифов-степняков и «царских» скифов, которые расселились в Причерноморье. Представление о том, как выглядел крупный религиозный центр левобережной лесостепи, нам могут дать материалы исследования Бельского городища — поселения скифского времени конца VIII — начала III века до н. э., расположенного в Полтавской области Украины. В ходе его изучения были выявлены культовые комплексы из трех цилиндрических жертвенников и трех больших ям. Кроме того, было найдено много иных предметов культового назначения: светильники, глиняные лепешки и модели зерен, зооморфные и антропоморфные статуэтки.
Выявленное святилище является до сегодняшнего дня единственным на территории современной Курской области объектом религиозного культа раннего железного века. Однако известны находки небольших металлических подвесок в виде пирамидок, состоящих из нескольких рядов выпуклых кружков. Возможно, эти подвески являются символическими изображениями жертвенников. Кроме того, на скифских памятниках, находящихся в лесостепной полосе и, в частности, на территории современной Курской области, часто находят глиняные блоки-хлебцы с пальцевым вдавленным орнаментом, а также глиняные подобия зерен и плодов растений. Все эти предметы исследователи относят к вотивной группе, то есть они имеют прямое отношение к религиозным дарам.
Так как скифы были бесписьменным народом, основными источниками для реконструкции скифской религии являются краткие свидетельства античных авторов, в том числе записи о скифской мифологии, погребальном обряде и предметах культа, а также остатки культовых сооружений и предметов, которые относились к религиозным воззрениям скифов.
Стоит отметить, что скифоидные группы населения в разных географических регионах имели заметные различия в рамках использования предметов своих материальных культур. Соответственно, и религиозные представления населения лесостепи отличались от верований скифов-степняков и «царских» скифов, которые расселились в Причерноморье. Представление о том, как выглядел крупный религиозный центр левобережной лесостепи, нам могут дать материалы исследования Бельского городища — поселения скифского времени конца VIII — начала III века до н. э., расположенного в Полтавской области Украины. В ходе его изучения были выявлены культовые комплексы из трех цилиндрических жертвенников и трех больших ям. Кроме того, было найдено много иных предметов культового назначения: светильники, глиняные лепешки и модели зерен, зооморфные и антропоморфные статуэтки.