Образцы византийской иконописи появились на Руси в конце X века с принятием христианства. Они быстро стали предметами поклонения и подражания. Однако это не означало, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Уже в XII веке начался процесс ее становления, и вскоре сложилось национальное своеобразие отечественных икон.
Образ «Жены-мироносицы», представленный в коллекции музея, относится к Московской школе иконописи XVII века. Расцвет школы совпал с периодом усиления Московского княжества на рубеже XIV–XV веков. Ее представителями были практически все известные иконописцы Руси: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Эти художники стремились писать иконы для «вдумчивой созерцательности». Особую мягкость изображению они придавали с помощью плавных и едва заметных бликов. В цветовой гамме преобладали светлые, прозрачные оттенки голубого, зеленого, вишнево-коричневого, золотистой охры.
Как в русских, так и в византийских памятниках сцена «Явление Ангела женам-мироносицам» входит в страстные циклы и соседствует либо с «Сошествием во ад», либо с «Явлением Христа женам-мироносицам», а также встречается в праздничном ряду иконостаса. Икона «Жены-мироносицы» описывает события Страстной недели, на ней изображены последовательницы Иисуса. В ночь Воскресения Христова женщины спешили ко гробу Господню, чтобы по восточному обычаю умастить тело Спасителя миром — ароматными благовониями.
Согласно церковным текстам, направляясь ко гробу, жены-мироносицы думали о том, как они смогут справиться с загораживающим вход в пещеру камнем. В этот момент на землю сошел Ангел, и случилось землетрясение, которое столкнуло глыбу и повергло стражу в ужас. Ангел возвестил пришедшим, что Христос воскрес.
Сцена, которую изобразил на иконе неизвестный мастер, разворачивается на фоне горного пейзажа. Слева за спинами женщин в багряных и алых одеждах виднеются розовые стены Иерусалима. Светящиеся лики жен-мироносиц обращены к Ангелу — он сидит справа на круглом камне. Гроб Господень представлен в виде прямоугольной плиты, на которой лежат две условно изображенные пелены.
Образ «Жены-мироносицы», представленный в коллекции музея, относится к Московской школе иконописи XVII века. Расцвет школы совпал с периодом усиления Московского княжества на рубеже XIV–XV веков. Ее представителями были практически все известные иконописцы Руси: Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Эти художники стремились писать иконы для «вдумчивой созерцательности». Особую мягкость изображению они придавали с помощью плавных и едва заметных бликов. В цветовой гамме преобладали светлые, прозрачные оттенки голубого, зеленого, вишнево-коричневого, золотистой охры.
Как в русских, так и в византийских памятниках сцена «Явление Ангела женам-мироносицам» входит в страстные циклы и соседствует либо с «Сошествием во ад», либо с «Явлением Христа женам-мироносицам», а также встречается в праздничном ряду иконостаса. Икона «Жены-мироносицы» описывает события Страстной недели, на ней изображены последовательницы Иисуса. В ночь Воскресения Христова женщины спешили ко гробу Господню, чтобы по восточному обычаю умастить тело Спасителя миром — ароматными благовониями.
Согласно церковным текстам, направляясь ко гробу, жены-мироносицы думали о том, как они смогут справиться с загораживающим вход в пещеру камнем. В этот момент на землю сошел Ангел, и случилось землетрясение, которое столкнуло глыбу и повергло стражу в ужас. Ангел возвестил пришедшим, что Христос воскрес.
Сцена, которую изобразил на иконе неизвестный мастер, разворачивается на фоне горного пейзажа. Слева за спинами женщин в багряных и алых одеждах виднеются розовые стены Иерусалима. Светящиеся лики жен-мироносиц обращены к Ангелу — он сидит справа на круглом камне. Гроб Господень представлен в виде прямоугольной плиты, на которой лежат две условно изображенные пелены.