Таинственный образ красавицы в овальной раме — один из лучших в музейном собрании. У портрета загадочный провенанс (происхождение) — поступил в 1938 году из конфискованного имущества Меликова.
Устная музейная традиция приписывала портрет кругу Рокотова, но это явное несоответствие. Ряд особенностей позволяют предположить авторство Левицкого. Характерный ракурс — корпус почти в профиль, а лицо — в три четверти. Позировать этому мастеру следовало только стоя. Наша модель стоит, поскольку держит жесткую осанку. Можно отметить ряд излюбленных приемов, присущих Левицкому, и видимых невооруженным глазом: расплывчатое пятно света у левого плеча; высвеченные наиболее выпуклые области лица; светленький блик на кончике носа; белильные движки в зрачках; растушеванные румяна не только на щеках, но и на лбу, подбородке, на носу, а сам нос и все выпуклые части выписаны объемно, но без резких теней. Прозрачные тени обозначены в уголках губ, глаз. С такой атрибуцией соглашается опытный искусствовед, автор монография о Левицком Нина Михайловна Молева.
Портрет был в реставрации, но и до того сохранность была неплохая: красочный слой не осыпается, вздутий нет. Это свидетельствует о том, что профессионально и тщательно выполнены грунты, использованы качественные краски. Хорошая сохранность говорит и о том, что он не находился в руках случайных равнодушных людей. Если бы он еще до Меликова попал в руки коллекционеров, то наверняка вошел в какие-то выставки и каталоги. Он нигде не представлен. Мог храниться у наследников дамы с портрета.
Удивительным совпадением кажется, что наша неизвестная поразительно похожа на портреты графини Варвары Петровны Шереметевой (в замужестве Разумовской). Даже глаза чуть косят. Она дочь Петра Борисовича и внучка фельдмаршала Бориса Шереметева, была самой богатой невестой в России второй половины XVIII века. В 1774 году ее выдали замуж за Алексея Кирилловича Разумовского (1748–1822). Известен этот брак как самый несчастный той эпохи. Красавица жена принесла ему 44 тысячи душ крестьян, кстати, и имение Карачарово близ Мурома. Она родила ему двух сыновей и двух дочерей. Однако в 1785 году Алексей Разумовский расстался с женой и отобрал детей.
Дата наводит на мысль о сталинских репрессиях. Нефтепромышленник Меликов Никита Андреевич в 1935 году был сослан в Муром из Ленинграда, затем осужден на десять лет лишения свободы, погиб в лагере. Его брат Иван Андреевич Меликов был известный промышленник, эмигрировал, похоронен в Париже. Он упоминается как библиофил и коллекционер книг и гравюр.
Устная музейная традиция приписывала портрет кругу Рокотова, но это явное несоответствие. Ряд особенностей позволяют предположить авторство Левицкого. Характерный ракурс — корпус почти в профиль, а лицо — в три четверти. Позировать этому мастеру следовало только стоя. Наша модель стоит, поскольку держит жесткую осанку. Можно отметить ряд излюбленных приемов, присущих Левицкому, и видимых невооруженным глазом: расплывчатое пятно света у левого плеча; высвеченные наиболее выпуклые области лица; светленький блик на кончике носа; белильные движки в зрачках; растушеванные румяна не только на щеках, но и на лбу, подбородке, на носу, а сам нос и все выпуклые части выписаны объемно, но без резких теней. Прозрачные тени обозначены в уголках губ, глаз. С такой атрибуцией соглашается опытный искусствовед, автор монография о Левицком Нина Михайловна Молева.
Портрет был в реставрации, но и до того сохранность была неплохая: красочный слой не осыпается, вздутий нет. Это свидетельствует о том, что профессионально и тщательно выполнены грунты, использованы качественные краски. Хорошая сохранность говорит и о том, что он не находился в руках случайных равнодушных людей. Если бы он еще до Меликова попал в руки коллекционеров, то наверняка вошел в какие-то выставки и каталоги. Он нигде не представлен. Мог храниться у наследников дамы с портрета.
Допустим, что Меликов приобрел его в Муроме, а 1930-е годы мог купить за гроши. В этом случае неизвестную даму ищем в первую очередь среди предков Уваровых.
Удивительным совпадением кажется, что наша неизвестная поразительно похожа на портреты графини Варвары Петровны Шереметевой (в замужестве Разумовской). Даже глаза чуть косят. Она дочь Петра Борисовича и внучка фельдмаршала Бориса Шереметева, была самой богатой невестой в России второй половины XVIII века. В 1774 году ее выдали замуж за Алексея Кирилловича Разумовского (1748–1822). Известен этот брак как самый несчастный той эпохи. Красавица жена принесла ему 44 тысячи душ крестьян, кстати, и имение Карачарово близ Мурома. Она родила ему двух сыновей и двух дочерей. Однако в 1785 году Алексей Разумовский расстался с женой и отобрал детей.
По отзывам современников, была она женщиной простоватой и робкой, беспомощной и нерешительной. Именно это можно сказать и о молодой даме с неизвестного портрета.
Это все лишь предположения до тех пор, пока нельзя опереться хоть на какие-то документальные свидетельства и тщательную технико-технологическую экспертизу. Тем более, что произведения Левицкого учтены, приемы письма хорошо известны. Немало было у знаменитого мастера учеников.