Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Галерея искусства стран Европы и Америки»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Женский портрет

Время создания
1821-1825
Размер
124,5x85,2 см
Техника
Холст, масло
12
Открыть в приложении
#3
Филипп Фейт
Женский портрет
#29

Арка

#36
#6
Филипп Фейт принадлежал к группе художников-назарейцев*, которые декларировали возвращение к истокам — к искусству Раннего Возрождения. Назарейцы — живописцы немецкого и австрийского происхождения, недовольные положением дел в художественном мейнстриме того времени, — сделали своей штаб-квартирой заброшенный римский монастырь Сант-Исидоро. Их ориентирами были Дюрер, ранний Рафаэль, Перуджино и другие художники Треченто** и Кватроченто***. Арка, обрамляющая «Женский портрет», — отсылка не столько к конкретным образцам старинной живописи, сколько к самой типологии средневекового и ренессансного алтарного полиптиха, в котором многие панели имели подобное полукруглое завершение. Помимо всего прочего, так задается и ключевая для назарейцев религиозная тема: именно они воскресили в XIX веке искусство большой религиозной фрески. Важные для назарейцев мотивы набожности и благочестия почти неминуемо проникают и в их светские работы (в отличие от прерафаэлитов, они не только вдохновлялись старыми мастерами, но и подражали их образу жизни).
#15
* Официальное самоназвание группы было «Союз святого Луки» — в честь небесного покровителя гильдии художников. Прозвище «назарейцы» художники получили, когда жили и работали в заброшенном римском монастыре Сант-Исидоро. Согласно одной из версий, произошло оно от alla nazarena — традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам Дюрера: подобную прическу носили многие художники-назарейцы.
#16
** Треченто — принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XIV век). Основные представители в живописи — Джотто и сиенская школа, в литературе — Данте, Петрарка и Боккаччо.
#17
*** Кватроченто — принятое в истории культуры наименование периода Раннего Возрождения (XV век). Основные представители в живописи — Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Донателло, Фра Анджелико.
#30

Виноград

#7
#8
«Я есмь виноградная лоза, а вы ветви», — говорил Христос, обращаясь к ученикам.
#9
Символизм винограда обыгрывался в многочисленных картинах и алтарных образах эпохи Возрождения, например в «Мадонне с Младенцем» (она же «Мадонна в винограднике») Лукаса Кранаха Старшего. Наряду с Дюрером и Гольбейном, Кранах упоминался среди тех художников, которые произвели наибольшее впечатление на старших назарейцев — Фридриха Овербека и Франца Пфорра, когда те посетили в Вене Императорскую картинную галерею во дворце Бельведер. Пфорр писал о присущей этим художникам «благородной простоте и законченности образов», перефразируя знаменитое определение древнегреческого искусства классициста Винкельмана*  — «благородная простота и спокойное величие». Виноград встречаем и на портрете Пфорра работы Овербека — в ряду прочих символов и атрибутов, через которые в лучших традициях немецкого и фламандского искусства эпохи Возрождения раскрывается образ портретируемого (хрестоматийный пример — двойной портрет супругов Арнольфини работы ван Эйка, на котором буквально «нет слова в простоте», то есть, другими словами, не существует случайных, не отягощенных символическим смыслом предметов). Через посредничество старших товарищей, в особенности Овербека (Пфорр рано умер), влияние так называемого Северного Возрождения испытал и Филипп Фейт. Кроме того, искусство Дюрера, Кранаха и нидерландцев всячески пропагандировал отчим Фейта — философ Фридрих Шлегель.
#18
* Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) — немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и археологии.
#31

Пейзажный фон

#10
#11
Пейзажный фон в живописи ввел еще Джотто, выдающийся мастер периода Треченто. С тех пор пейзажный фон стал общим местом ренессансных портретов и многофигурных композиций на религиозные или мифологические темы. Их герои, таким образом, обитали не в безвоздушном пространстве, а в реальном мире, зачастую легко узнаваемом зрителями и заказчиками картин: художники Возрождения не стеснялись помещать действие библейских сцен в пространство типичного среднеитальянского пейзажа. Задник «Женского портрета» Фейта — дань именно этой традиции.
#32

Лилия

#19
#20
Символический смысл изображения лилии, неизменного атрибута Девы Марии, в искусстве эпохи Возрождения раскрывался следующим образом: стебель — ум Богоматери; белый цвет — чистота и невинность; поникшие цветки — скромность. Вместе с монохромным черным платьем, ассоциирующимся с образами святых и мучениц в ренессансной живописи, ваза с лилиями придает «Женскому портрету» Фейта дополнительный смысловой пласт: изображенная на полотне девушка оказывается уподоблена Богородице, а сам портрет — алтарной картине. Кстати, в этом нет ни малейшего кощунства, в том числе и по меркам эпохи Возрождения: состоятельные заказчики произведений Джованни Беллини, Пьеро делла Франчески и других нередко просили увековечивать себя на портретах среди святых, демонстрируя тем самым свое благочестие и/или религиозный пыл.
#33

Книга

#21
#22
Сложно сказать наверняка, что это за книга: мы видим лишь переплет с застежкой. В сущности, она вполне может быть, например, бульварным романом первой трети XIX века: назарейцы свободно комбинировали заимствования из ренессансного искусства с приметами их собственной эпохи (к последним в «Женском портрете», очевидно, относится скатерть, покрывающая стол). Однако общая иконография картины настолько явно отсылает к религиозной живописи XIV–XV веков, что и книга автоматически воспринимается как псалтырь или молитвенник, вроде тех, которые обнаруживаются в руках святых на многих полотнах Раннего Возрождения — от Симоне Мартини до Джованни Беллини.
#34

Лицо женщины

#23
#24
В словаре Брокгауза и Ефрона о Филиппе Фейте сказано:
#25
»…правильность старательно обработанного рисунка, преобладающее выражение кротости и умиленности…»
#26
Героиню картины неслучайно так легко уподобить Деве Марии: пусть моделью портрета, по всей видимости, и послужила вполне реальная девушка, ее образ тем не менее трактован идеализированно, с помощью набора «правильных» черт и атрибутов. Про организатора и одного из идеологов братства назарейцев Фридриха Овербека было известно, что он почти не писал с натуры, предпочитая вместо этого работать затворником в монастырской келье, — на холст в результате проецировался не конкретный человеческий портрет, а скорее некий абстрактный, идеальный образ. И хотя прочие назарейцы не были столь же догматичны — стилистически, в том, что касается цвета, контура, фактуры, образы с полотен Овербека определенно оказали на них заметное влияние.
#35

Жест и постановка фигуры

#27
#28
Фигуре свойственна смиренность и замкнутость, характерная для женских образов Рафаэля. Жест отсылает нас к картинам Перуджино («Явление Девы Марии святому Бернарду») и Гольбейна Младшего («Дама с белкой и скворцом»). Вообще, постановка фигуры на фоне арки или пейзажа с холмами в синей дымке, закрытого наполовину балюстрадой или балконом, также является отсылкой к Рафаэлю («Портрет Елизаветы Гонзага», «Дама с единорогом», «Портрет Маддалены Строцци»): героини на всех этих картинах смотрят в одну и ту же сторону.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Женский портрет

Время создания
1821-1825
Размер
124,5x85,2 см
Техника
Холст, масло
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%