Вторая мировая война неизбежно наложила отпечаток на гардероб советских и европейских жителей. После окончания войны дамы носили пальто из перелицованных шинелей мужей, мужчины донашивали обмундирование. Женская обувь в послевоенные годы обрела некоторую легкомысленность и женственность: стали популярны круглые носы, вышивки, декорирование бантиками. В моду вошли также высокие обтягивающие лодыжку сапоги на шпильке. Летом носили сандалии на клиновидном каблуке и туфли на платформе. Но практичная военная обувь оставалась популярной вплоть до 1960-х годов.
Все изменилось в одночасье, когда в 1947 году Кристиан Диор представил на суд парижской публики первую коллекцию мирного времени — New Look. Вдруг оказалось, что люди истосковались по красоте, ярким цветам и расточительной роскоши. Первые туфли-лодочки еще носили на себе отпечаток моды предыдущего десятилетия — округлые носы, довольно устойчивые каблуки средней высоты, ремешковые конструкции верха. Наравне с парадным продолжало развиваться и функциональное, комфортное направление: появились первые резиновые подошвы в повседневной обуви, прежде считавшиеся признаком бедности; первые мужские и женские мокасины для активного отдыха. Итальянская модная индустрия воспряла духом после войны и начала перекраивать мировой рынок сбыта аксессуаров, победив французов в области повседневной и летней обуви.
Говорят, Шарль Джордан представил первый каблук новой формы из стали и дерева еще в 1951 году. Итальянские обувщики назвали свое изобретение стилетом в 1953 году. Однако прототипом всей современной вечерней обуви считается модель Вивье 1955 года. Так или иначе, но высота шпилек достигла максимума в 1958 году, после чего пошла на спад. Хотя дома Живанши и Шанель и представляли в пику модной тенденции туфли с низким каблуком, в 1957 году Коко Шанель в сотрудничестве с Раймондом Массаро явила миру бессмертный хит, получивший впоследствии ее имя, — бежевые лодочки с открытой пяткой и отрезным черным носком на шпильках.
Туфли советского производства из коллекции музея изготовлены в духе послевоенного времени: они скромные, но при этом очень женственные, у них высокий устойчивый каблук с красивым ремешком и перфорацией. Подошва подбита мелкими гвоздями.