Живые цветы можно назвать лучшим украшением интерьера. В музее представлен экспонат, который неизменно вызывает у посетителей интерес и самые разные догадки о его назначении, среди которых наиболее популярны варианты «детская люлька» и «ящик для пряжи». Но это жардиньерка, что в переводе с французского значит «садовница». Этот вид мебели представляет собой подставку или консоль, на которую вместо столешницы укреплена емкость для цветов в виде корзины или ящика. Жардиньерки появились во Франции на рубеже XVII–XVIII веков. Таким образом, жардиньерка — это художественно оформленная корзинка, ящик, столик, этажерка или подставка для комнатных цветов.
В ящик жардиньерки насыпалась земля или устанавливались горшки с цветами. Жардиньерки были очень популярны среди зажиточных людей в XVIII и XIX веках. Жардиньерки можно было встретить как в жилых, так и в специально для этого созданных помещениях, то есть в оранжереях. Появление оранжерей в России в середине XIX века было связано с модой на разведение экзотических растений, причем в их число входили и фрукты, которые подавали на стол. Жардиньерки могли быть самых разных форм и размеров и изготавливаться из различных материалов: дерева, плетенки, металла, камня. Однако чаще всего из соображений практичности и долговечности использовались плетеные и комбинированные жардиньерки.
Плетеные жардиньерки делались из прутьев ивы, камыша, бамбука, соломы, рогоза. Самыми легкими, прочными и дешевыми были подставки из ивы, которая не боится влаги. Комбинированные жардиньерки изготавливали из металла, древесины, стекла, камня.
В доме Столетовых любили цветы. По воспоминаниям представителей этой семьи, на окнах стояли душистые узамбарские фиалки, поэтому присутствие жардиньерки здесь не случайно.
В экспозиции музея представлена бамбуковая овальной
формы жардиньерка с высокими бортами. Жардиньерка имеет опору в виде стояка и
расходящиеся от середины его высоты вверх четыре подставки, а вниз — четыре
ножки с проножками (то есть планками для их скрепления) и металлическими
наконечниками.