Сюжет картины пришел к Репину еще в 1878 году, после знакомства с полу-легендарной, фольклорной историей о дерзком ответе казаков XVII века на требование турецкого султана Мехмеда IV подчиниться ему. Текст письма художнику предоставил историк Д. И. Яворницкий, в то время работавший над трудом «Запорожье в остатках старины и преданиях народа». Репин, покоренный образом мужественного, жизнерадостного, непорабощенного народа, тогда же сделал первый набросок будущей картины, над которой трудился в течение тринадцати лет.
1 / 2
#1
Илья Ефимович Репин
Запорожцы
#2
#4
Репин тщательнейшим образом изучил историю и быт Запорожской Сечи, совершал поездки на Украину, собирал бытующие в народе предания о запорожцах, читал исторические труды, обращался к архивным документам.
#5
«А всему виной запорожцы, ну и народец же! Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Чертовский народ!»
Из письма Репина Стасову
#6
В «Запорожцах» Репина словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости казаков. Зрителя захватывает шумное веселье запорожской вольницы — казаки весело хохочут, довольные очередным остроумным, крепким словцом.
#7
«Это беззаветное ухарство, самоуверенность бесшабашного, дикого разгула „лыцарей“, преисполненных соответственным остроумием и издевательством»
Писал критик «Нового Времени», похваливший Репина за то, что тот «метко ударил по струнам русской удали и молодчества»
#8
С огромным мастерством художник вывел мощные характеры, добиваясь яркой выразительности, и глубокой психологичности образов казаков во главе с атаманом Иваном Серко, передав их вольнолюбивый дух, удаль и сплоченность.
#9
«Какие беспощадные, неумолимые лица везде кругом: они теперь пьяны, эти люди, чуть не мертвецки, как следует доброму казаку … у них, кажется, только и есть, что вино в голове на целую жизнь… Да, перед нами толпа хохочущих, но какие это хохочущие! Это те самые, которые с Тарасом Бульбой жгли, рубили и кололи беспощадно всех…»
Писал критик В. В. Стасов
#10
В основу образов легли этюды с конкретных людей.
В 1895 году картина была удостоена золотых медалей на международных выставках в Мюнхене и Будапеште. Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей.
В 1895 году картина была удостоена золотых медалей на международных выставках в Мюнхене и Будапеште. Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Запорожцы
Время создания
1880–1891
Размер
203x358 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
25
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться