Ювелирные украшения были обязательным дополнением традиционного костюма бухарских евреек, как и в культурах всех народов Средней Азии. Девочкам прокалывали уши в раннем возрасте и вдевали простые сережки. На шеи детям надевали бусы, а на руки — браслетики из разноцветных бусин. По мере взросления и после совершеннолетия украшения девушки становились более дорогими и разнообразными.
Праздничный комплект замужних женщин до 40–45 лет состоял из украшений на головной убор, височных подвесок, нескольких видов шейных и нагрудных украшений, серег, браслетов, колец. Количество и ценность ювелирных изделий зависели от достатка семьи. Бухарские евреи могли заказывать украшения у таджикских и узбекских ювелиров, но чаще обращались к еврейским мастерам, чье ремесло высоко ценилось.
По видам и форме большинство еврейских украшений были похожи на ювелирные изделия таджиков и узбеков. Основное различие было в материале: украшения узбечек и таджичек делали из серебра со вставками из цветного стекла, а у бухарских евреев — из золота или серебра с позолотой, с драгоценными камнями и жемчугом. Особое отношение к золоту восходит к общей религиозной традиции многих еврейских групп, сохранявшейся с древности.
В библейских текстах подробно описаны роскошные одежды, украшения, предметы быта знатных персон. Они выполнены из золота и самоцветов, поскольку серебро в ту пору еще не считалось ценным металлом. Сакральным значением наделяли жемчуг и разноцветные натуральные камни: лалы, турмалины, рубины, бриллианты. На украшениях не принято было экономить, они служили женщине всю жизнь и оставались в наследство дочерям, невесткам и внучкам.
Одно из любимых украшений бухарских евреек — калмола софиги из ниток жемчуга и филигранно-ажурных золотых бусин, как изделие из коллекции Российского этнографического музея. В центре ожерелья — золотая ажурная цилиндрическая подвеска с тремя пирамидками из шариков зерни по нижнему краю и с двумя петлями по верхнему. Ожерелье состоит из двух нитей жемчуга, восьми золотых штампованных пластинок и восьми золотых филигранных шариков.
Праздничный комплект замужних женщин до 40–45 лет состоял из украшений на головной убор, височных подвесок, нескольких видов шейных и нагрудных украшений, серег, браслетов, колец. Количество и ценность ювелирных изделий зависели от достатка семьи. Бухарские евреи могли заказывать украшения у таджикских и узбекских ювелиров, но чаще обращались к еврейским мастерам, чье ремесло высоко ценилось.
По видам и форме большинство еврейских украшений были похожи на ювелирные изделия таджиков и узбеков. Основное различие было в материале: украшения узбечек и таджичек делали из серебра со вставками из цветного стекла, а у бухарских евреев — из золота или серебра с позолотой, с драгоценными камнями и жемчугом. Особое отношение к золоту восходит к общей религиозной традиции многих еврейских групп, сохранявшейся с древности.
В библейских текстах подробно описаны роскошные одежды, украшения, предметы быта знатных персон. Они выполнены из золота и самоцветов, поскольку серебро в ту пору еще не считалось ценным металлом. Сакральным значением наделяли жемчуг и разноцветные натуральные камни: лалы, турмалины, рубины, бриллианты. На украшениях не принято было экономить, они служили женщине всю жизнь и оставались в наследство дочерям, невесткам и внучкам.
Одно из любимых украшений бухарских евреек — калмола софиги из ниток жемчуга и филигранно-ажурных золотых бусин, как изделие из коллекции Российского этнографического музея. В центре ожерелья — золотая ажурная цилиндрическая подвеска с тремя пирамидками из шариков зерни по нижнему краю и с двумя петлями по верхнему. Ожерелье состоит из двух нитей жемчуга, восьми золотых штампованных пластинок и восьми золотых филигранных шариков.