Развитие голландского искусства во второй половине XVII века привело к появлению новых тем, связанных с требованиями времени. Это проявилось прежде всего в обогащении тематики натюрморта. Наряду с продолжающейся разработкой «завтраков» художники обратились к изображению цветов — «букетов», которые стали очень популярны в поздней голландской живописи. Одновременно возник новый тип натюрморта — «обман зрения», — в котором живописцы изощряются в иллюзорном воспроизведении различных предметов. Нашел своих специалистов такой специфический жанр, как увековечение различного рода пресмыкающихся и насекомых. Наконец, широкое распространение получил натюрморт с битой дичью.
Рождение и расцвет этого жанра связаны с изменением вкусов голландского общества. Представители разных слоев Голландии повсеместно увлеклись новым модным занятием — охотой на мелкую и крупную дичь, зайцев, тетеревов, лебедей, фазанов.
Своеобразная красота поверженной дичи начала интересовать и восхищать многих художников. Ян Веникс принадлежит к числу самых известных мастеров, работавших в жанре «охотничьих трофеев». Он был сыном художника Яна Баптиста Веникса. Веникс-младший родился в Амстердаме, но первую часть жизни прожил в Утрехте. Поначалу Ян писал итальянские виды в манере отца, затем пристрастился к натюрмортам. В 1675 году художник с семьей переехал в Амстердам, где добился успеха. Помимо натюрмортов, художник создавал пейзажи, жанровые картины, портреты, делал офорты, выполнял заказы на оформление частных домов.
В собрании Калужского музея изобразительных искусств находится один из натюрмортов Веникса — «Юноша с дичью». На картине изображен прилавок с охотничьими трофеями и корзиной с фруктами. Молодой продавец в широкополой шляпе одной рукой держит тушку зайца, другой рукой указывает на нее, как будто предлагает невидимому покупателю. Поражает умение художника соединить в одной композиции разные детали: человеческую фигуру, фрукты и битую дичь. В своих картинах мастер часто обращался к трофеям с битыми зайцами, представляя эту тему во всевозможных вариантах. Крупным планом показаны тушки мертвых птиц, лежащих на столе. Мягкие очертания тел со свешивающимися вниз головками определяют общий характер композиции. В превосходном полотне художника ощущается материальность, весомость предметов. При этом Веникс в совершенстве фиксирует тончайшую окраску тел зайца и птиц: мягкой пушистой шерсти, легкого птичьего пуха, жестких перьев.
Рождение и расцвет этого жанра связаны с изменением вкусов голландского общества. Представители разных слоев Голландии повсеместно увлеклись новым модным занятием — охотой на мелкую и крупную дичь, зайцев, тетеревов, лебедей, фазанов.
Своеобразная красота поверженной дичи начала интересовать и восхищать многих художников. Ян Веникс принадлежит к числу самых известных мастеров, работавших в жанре «охотничьих трофеев». Он был сыном художника Яна Баптиста Веникса. Веникс-младший родился в Амстердаме, но первую часть жизни прожил в Утрехте. Поначалу Ян писал итальянские виды в манере отца, затем пристрастился к натюрмортам. В 1675 году художник с семьей переехал в Амстердам, где добился успеха. Помимо натюрмортов, художник создавал пейзажи, жанровые картины, портреты, делал офорты, выполнял заказы на оформление частных домов.
В собрании Калужского музея изобразительных искусств находится один из натюрмортов Веникса — «Юноша с дичью». На картине изображен прилавок с охотничьими трофеями и корзиной с фруктами. Молодой продавец в широкополой шляпе одной рукой держит тушку зайца, другой рукой указывает на нее, как будто предлагает невидимому покупателю. Поражает умение художника соединить в одной композиции разные детали: человеческую фигуру, фрукты и битую дичь. В своих картинах мастер часто обращался к трофеям с битыми зайцами, представляя эту тему во всевозможных вариантах. Крупным планом показаны тушки мертвых птиц, лежащих на столе. Мягкие очертания тел со свешивающимися вниз головками определяют общий характер композиции. В превосходном полотне художника ощущается материальность, весомость предметов. При этом Веникс в совершенстве фиксирует тончайшую окраску тел зайца и птиц: мягкой пушистой шерсти, легкого птичьего пуха, жестких перьев.