На вышивке запечатлено прибытие цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, в Саратов. В центре изображен цесаревич: одетый в мундир, он сидит на коне. Его окружают всадники, стреляющие из пушек артиллеристы и горожане. За фигурами людей видны две повозки, запряжённые парами лошадей. На заднем плане за оградой виднеется пятиглавый храм Спасо-Преображенского мужского монастыря. В воспоминаниях поэта Василия Жуковского, который с 1826 по 1841 год был воспитателем цесаревича, отмечается, что наследник и его свита наблюдали за артиллерийскими учениями недалеко от Спасо-Преображенского монастыря, на склоне Лысой горы. В нижней части композиции на сером фоне золотистым бисером вышита надпись: «Его Высочество наследник Великий Князь Александр Николаевич в бытность его в Саратове 1831 года июня 28».
Вышивка выполнена мелким бисером на хлопчатобумажном полотне. Полотно наложено на картон и закреплено с оборотной стороны стежками нитей. Золотистый бисер, которым вышиты купола и надпись, передает торжественность и значимость события, изображенного саратовской мастерицей. Для вышивания мелким бисером использовались тонкие и упругие иголки с довольно широким ушком. Тонкие стенки такого ушка позволяли ему слегка сжиматься, проходя через маленькую бисеринку.
Указанная на вышивке дата «1831 год» ошибочна: будущий император приехал в Саратов лишь в 1837 году. Во время визита цесаревич посетил гимназию, больницу, богадельню, собор Александра Невского. Из источников известно, что к приезду цесаревича волжские острова и все суда у пристани были ярко освещены. В честь его визита устроили бал, а также открыли выставку. На ней были представлены эльтонская соль, разные сорта пшеницы, шерсть, пряжа, свечи, пеньковые изделия, мыло, табак, шали и платки фабрики Колокольцева, сукно, валенки, подушки. В специально выделенном «научном отделе» экспонировались археологические находки из золотоордынской столицы — древнего города Сарая (ныне село Селитренное Астраханской области).
Вышивка выполнена мелким бисером на хлопчатобумажном полотне. Полотно наложено на картон и закреплено с оборотной стороны стежками нитей. Золотистый бисер, которым вышиты купола и надпись, передает торжественность и значимость события, изображенного саратовской мастерицей. Для вышивания мелким бисером использовались тонкие и упругие иголки с довольно широким ушком. Тонкие стенки такого ушка позволяли ему слегка сжиматься, проходя через маленькую бисеринку.
Указанная на вышивке дата «1831 год» ошибочна: будущий император приехал в Саратов лишь в 1837 году. Во время визита цесаревич посетил гимназию, больницу, богадельню, собор Александра Невского. Из источников известно, что к приезду цесаревича волжские острова и все суда у пристани были ярко освещены. В честь его визита устроили бал, а также открыли выставку. На ней были представлены эльтонская соль, разные сорта пшеницы, шерсть, пряжа, свечи, пеньковые изделия, мыло, табак, шали и платки фабрики Колокольцева, сукно, валенки, подушки. В специально выделенном «научном отделе» экспонировались археологические находки из золотоордынской столицы — древнего города Сарая (ныне село Селитренное Астраханской области).