Первое летописное упоминание Николо-Вяжищского монастыря относится к 1411 году, однако его название фигурирует и в грамоте 1391 года, и в житии архиепископа Новгородского Евфимия. Известно, что первая деревянная церковь Святого Николая и кельи рядом появились на этом месте в конце XIV века. Их самовольно возвели иноки Игнатий, Евфросин и Галактион и некоторое время даже вели из-за этого тяжбу с местными крестьянами.
Расцвет монастыря, расширение его земель, строительство каменных соборов связано с именем архиепископа Евфимия, влиятельного церковного и политического деятеля. При нем обитель экономически встала в один ряд с Юрьевым, Хутынским и Антониевым монастырями.
Тогда же при монастыре была организована книгописная мастерская: изготовленный там Служебник с миниатюрами 1438–1441 годов сохранился до наших дней.
После кончины Евфимия в 1458 году люди стали получать исцеление от недугов на его могиле и у вериг, и в 1549 году архиепископ был канонизирован, причислен к святителям.
Монастырю довелось пережить тяжелые времена: Ливонскую войну, мор, опричнину, нашествие войск Стефана Батория. В царствование Иоанна Грозного монастыри рассматривались как источник доходов и облагались всевозможными пошлинами и налогами.
Во время шведского нашествия XVII века обитель была разграблена, церковь Николая Чудотворца обрушилась (об этом рассказывает новгородская опись 1617 года).
В конце XVII века на территории обители началось бурное строительство и сложился новый облик всего ансамбля. Никольский собор, трапезная, церкви Благовещения и Иоанна Богослова, галерея, возведенные в этот период, сохранились до нашего времени.
В 1920 году обитель была закрыта, большая часть помещений перешла к колхозу. Новые испытания монастырь перенес в годы Великой Отечественной войны. С 1964 по 1990-е годы там велись реставрационные работы, которые время от времени приходилось прерывать.
Сейчас Николо-Вяжищский женский монастырь относится к ставропигиальным, то есть находится в непосредственном подчинении патриарху или синоду.
Особое его богатство составляют изразцы, которыми украшено буквально все: галерея, крыльца, ниши стен, дверные и оконные проемы, парапеты, трапезная, барабаны главок.
Автор картины Владислав Фёдорович Булганин — уроженец Рязанской области, выпускник Рязанского и Ленинградского высшего имени В.И. Мухиной училищ. С 1988 года он живет и работает в Великом Новгороде, активно участвует в выставках и пленэрах — от городских до всероссийских и международных.
Расцвет монастыря, расширение его земель, строительство каменных соборов связано с именем архиепископа Евфимия, влиятельного церковного и политического деятеля. При нем обитель экономически встала в один ряд с Юрьевым, Хутынским и Антониевым монастырями.
Тогда же при монастыре была организована книгописная мастерская: изготовленный там Служебник с миниатюрами 1438–1441 годов сохранился до наших дней.
После кончины Евфимия в 1458 году люди стали получать исцеление от недугов на его могиле и у вериг, и в 1549 году архиепископ был канонизирован, причислен к святителям.
Монастырю довелось пережить тяжелые времена: Ливонскую войну, мор, опричнину, нашествие войск Стефана Батория. В царствование Иоанна Грозного монастыри рассматривались как источник доходов и облагались всевозможными пошлинами и налогами.
Во время шведского нашествия XVII века обитель была разграблена, церковь Николая Чудотворца обрушилась (об этом рассказывает новгородская опись 1617 года).
В конце XVII века на территории обители началось бурное строительство и сложился новый облик всего ансамбля. Никольский собор, трапезная, церкви Благовещения и Иоанна Богослова, галерея, возведенные в этот период, сохранились до нашего времени.
В 1920 году обитель была закрыта, большая часть помещений перешла к колхозу. Новые испытания монастырь перенес в годы Великой Отечественной войны. С 1964 по 1990-е годы там велись реставрационные работы, которые время от времени приходилось прерывать.
Сейчас Николо-Вяжищский женский монастырь относится к ставропигиальным, то есть находится в непосредственном подчинении патриарху или синоду.
Особое его богатство составляют изразцы, которыми украшено буквально все: галерея, крыльца, ниши стен, дверные и оконные проемы, парапеты, трапезная, барабаны главок.
Автор картины Владислав Фёдорович Булганин — уроженец Рязанской области, выпускник Рязанского и Ленинградского высшего имени В.И. Мухиной училищ. С 1988 года он живет и работает в Великом Новгороде, активно участвует в выставках и пленэрах — от городских до всероссийских и международных.