На данной литографии изображен крестный ход, во время которого икону Смоленской Седмиозерной Божией Матери вносят в Казанский Кремль. Эта традиция восходит к 1654 году, когда во многих российских городах, в том числе в Казани, свирепствовало моровое поветрие. Количество умерших исчислялось, согласно разным источникам, десятками или сотнями тысяч. Верующие местные жители воспринимали болезнь как божье наказание, и тогда в Казань из Седмиозерной пустыни принесли икону Божией Матери. После того, как образ обнесли вокруг казанских стен, эпидемия утихла.
Внос Седмиозерной иконы
Время создания
Конец 1840-х – начало 1850-х годов
Размер
49,3x66,3 см
Техника
Литография
1
Открыть в приложении#1
Пётр Табуре
Внос Седмиозерной иконы
#5
#6
После этого Казанский митрополит Лаврентий распорядился 26 июня (9 июля по новому стилю) каждого года в память о произошедшем чуде приносить икону из обители в Казань. В городе чудотворный образ оставался на месяц и должен был побывать во всех казанских церквях.
#7
Каждый год городские издания публиковали составленную архиепископом очередность храмов, в которых пребывала Седмиозерная икона, а также даты совершения крестных ходов, к которым могли присоединиться верующие. В течение этого месяца, чтобы увидеть образ, в Казань во множестве приезжали паломники, в том числе и из отдаленных земель. Например, в 1914 году в город прибыло более 50 тысяч человек.
#8
Такой наплыв людей благотворно влиял на материальное положение казанских торговцев. Некоторые купцы за один день в этот период могли выручить столько же, сколько за целый год.
#9
Администрации Казани приходилось принимать специальные меры, чтобы поддерживать порядок в городе. Например, крестный ход всегда сопровождали военные и полицейские в парадной форме, которые предотвращали давку и помогали священнослужителю с иконой двигаться в толпе.
#10
В середине XIX века крестный ход запечатлел на литографии Петр Табуре. Казанский гравер создал ее на основе картины Н. Розе (полное имя художника исследователям установить не удалось) «Вид встречи Смоленской Божьей Матери в городе Казани» 1845 года. Литография изображает, как образ вносят в Казанский Кремль со стороны Ивановской площади.
#4
Икона была спасена исповедником иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным), когда после революции, в 1928 году, Седмиозерная пустынь была закрыта. Позднее иеросхимонах Серафим передал ее в церковь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани, где она и хранилась долгие годы. В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани. Все православное население Казанской епархии глубоко почитает этот образ и до сего дня. Хранящаяся в алтаре собора Седмиозерная икона еженедельно выносится в храм для служения молебна и поклонения верующим. Кроме этого в Седмиозерной пустыни имеется чудотворный список Седмиозерной иконы Божией Матери, который пользуется особым почитанием.
#11
Национальный музей Республики Татарстан
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Внос Седмиозерной иконы
Время создания
Конец 1840-х – начало 1850-х годов
Размер
49,3x66,3 см
Техника
Литография
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться