Вотивная (обетная) подвеска — это особое приношение к иконе. Верующие оставляют его святому образу вместе с молитвой об исцелении или в благодарность за выздоровление.
Подвеска из собрания музея показывает женскую фигуру в длинной одежде с непокрытыми распущенными волосами. Ее левая рука покоится у груди — это поза моления или предстояния. Предстояние, помимо мольбы, может означать также получение благословения или внимательное слушание наказа.
Всего в музее хранятся 52 подобных предмета. Они поступили от основателя собрания — Капитона Колпакова — а также из каргопольских церквей при их закрытии. Подвески выполнены из простого металла или серебра, как правило, они небольшие. Считается, что это работа местных мастеров — на Каргополье помимо металлических изготавливали и шитые привесы.
Обычай украшать чтимые иконы пришел из Византии. На Руси верующие полюбили дарить святым образам специальные кресты, ювелирные украшения или монеты. Например, императрица Екатерина II подарила Казанской иконе Божией Матери свою диадему.
В XVII веке к образам стали прикладывать особые пластинки из драгоценного или простого металла с изображением мужских и женских фигур, частей тела или внутренних органов. Христиане крепили их к киоту — шкафчику, в котором находилась икона, с его внутренней стороны. В метрике городской Владимирской церкви 1874 года значились привесы в виде ручек и ножек у образов Богоматери Владимирской, Параскевы Пятницы.
19 января 1722 года Священный Синод предписал отдать подобные привесы в церковную казну. Но каргопольские священники ответили, что «привесных куриозных и прочих вещей у образов не имеется». 54 записи повторялись из слова в слово. Так священнослужители смогли сохранить множество старинных изделий. Документ 1722 года с ответами священников находится в Государственном архиве Новгородской области.
Привесы к чтимым образам продолжали существовать на Каргополье вплоть до начала XX века, причем не только в храмах. В 1911 году ученики Каргопольского духовного училища, возвращавшиеся из паломничества в Ошевенский монастырь, посетили деревню Рябово. В одном доме они видели икону Богоматери Троеручицы с подвесками в виде рук, ног и других частей тела. Согласно преданию, одной женщине с больной рукой явилась во сне Богородица и указала идти в деревню Рябово, чтобы приложиться к иконе Божией Матери Троеручицы. Женщина так и поступила, и затем исцелилась. С того времени стали приходить и другие паломники, а икона передавалась по наследству.
Сама история возникновения самой первой иконы Троеручицы связана с легендой о вотивном даре: считается, что Иоанн Дамаскин, которому отрубили кисть, молился у иконы Богоматери об исцелении. Когда его конечность чудом приросла обратно, он подарил иконе серебряное изображение руки.
Подвеска из собрания музея показывает женскую фигуру в длинной одежде с непокрытыми распущенными волосами. Ее левая рука покоится у груди — это поза моления или предстояния. Предстояние, помимо мольбы, может означать также получение благословения или внимательное слушание наказа.
Всего в музее хранятся 52 подобных предмета. Они поступили от основателя собрания — Капитона Колпакова — а также из каргопольских церквей при их закрытии. Подвески выполнены из простого металла или серебра, как правило, они небольшие. Считается, что это работа местных мастеров — на Каргополье помимо металлических изготавливали и шитые привесы.
Обычай украшать чтимые иконы пришел из Византии. На Руси верующие полюбили дарить святым образам специальные кресты, ювелирные украшения или монеты. Например, императрица Екатерина II подарила Казанской иконе Божией Матери свою диадему.
В XVII веке к образам стали прикладывать особые пластинки из драгоценного или простого металла с изображением мужских и женских фигур, частей тела или внутренних органов. Христиане крепили их к киоту — шкафчику, в котором находилась икона, с его внутренней стороны. В метрике городской Владимирской церкви 1874 года значились привесы в виде ручек и ножек у образов Богоматери Владимирской, Параскевы Пятницы.
19 января 1722 года Священный Синод предписал отдать подобные привесы в церковную казну. Но каргопольские священники ответили, что «привесных куриозных и прочих вещей у образов не имеется». 54 записи повторялись из слова в слово. Так священнослужители смогли сохранить множество старинных изделий. Документ 1722 года с ответами священников находится в Государственном архиве Новгородской области.
Привесы к чтимым образам продолжали существовать на Каргополье вплоть до начала XX века, причем не только в храмах. В 1911 году ученики Каргопольского духовного училища, возвращавшиеся из паломничества в Ошевенский монастырь, посетили деревню Рябово. В одном доме они видели икону Богоматери Троеручицы с подвесками в виде рук, ног и других частей тела. Согласно преданию, одной женщине с больной рукой явилась во сне Богородица и указала идти в деревню Рябово, чтобы приложиться к иконе Божией Матери Троеручицы. Женщина так и поступила, и затем исцелилась. С того времени стали приходить и другие паломники, а икона передавалась по наследству.
Сама история возникновения самой первой иконы Троеручицы связана с легендой о вотивном даре: считается, что Иоанн Дамаскин, которому отрубили кисть, молился у иконы Богоматери об исцелении. Когда его конечность чудом приросла обратно, он подарил иконе серебряное изображение руки.