На Руси важное место в быту занимали различные производства, связанные с обработкой шерсти и растительных волокон. Одним из неотъемлемых инструментов в таких промыслах был вороб — приспособление для перематывания нитей с мотка на мотовило или катушку. Катушки, как правило, изготавливались из дерева или бересты и имели форму полого цилиндра.
Подготовка к ткачеству на Руси обычно занимала 10 месяцев. Одной из наиболее важных частей этой подготовки было прядение — процесс, при котором растительные волокна складывались продольно и скручивались по спирали, чтобы получить длинную и прочную нить. Нити пряли разной толщины: самые лучшие, более тонкие и крепкие использовались для вертикальной основы в ткацком переплетении, а менее качественные и более толстые шли на горизонтальный уток. Для прядения крестьяне готовили множество веретен с уже напряденной нитью.
Сельские мастера настолько хорошо разбирались в этом ремесле, что могли с большой точностью определить на глаз, сколько нитей выйдет из горсти необработанного льна. Производство самих нитей было самым сложным и трудоёмким процессом при производстве ткани.
Помимо наиболее распространённого льна, нити также часто изготавливали из других растений, например крапивы или конопли. После завершения прядения требовалось подготовить основу для ткачества: отмерить определённое количество нитей и отобрать нити разного качества.
Эту работу начинали ранней весной, во время Великого поста. Мотки с нитками затем наматывались на воробы, которые чаще всего изготавливали из осины.
Вороб представляет собой деревянную стойку с остриём на верхнем конце. На остриё надевали две перекрещивающиеся планки с колышками на концах. Планки вращаются вокруг неподвижной вертикальной оси, а осью вращения служит деревянный стержень, вбитый в деревянную подставку. Чаще всего подставка изготавливалась из нетолстой части дерева и могла укрепляться в крестовину, доску на планках или отрезок ствола дерева с 2–3 корнями. Моток ниток расправляли на колышках и закрепляли нить одним концом за вьюху.
Вьюха при вращении приводила в движение вороб, и нить с вороба перематывалась на вьюху. Перемотка нитей с вороба на вьюху — это часть процесса снования, то есть создания основы для будущей ткани. Часто на воробах сушили нити, а по мере их подсыхания нити расправляли и вытягивали, переставляя колышки в новые отверстия.
Вороб из экспозиции «Крестьянская изба» сделан из осины и состоит из вертикальной оси, на верхний конец которой под прямым углом, крестообразно наложены две планки. Планки длинные, тонкие с насадками на концах.