В Курском музее археологии хранится височное кольцо с изображением птицы. Кольцо было случайно найдено в Беловском районе Курской области. Украшение было разломано на три части, а часть дужки отсутствует. У пяти лучей завершения оформлены в виде капли. Идущие вдоль края лучей рельефные ложнозерненые бордюры образуют внутренние треугольники с гладким полем. Верхняя часть щитка в виде гладкой выпуклой полосы украшена фигуркой птицы, повернутой вправо. Обращенная назад голова птицы имеет сильно загнутый клюв, большой выпуклый круглый глаз и хохолок в виде двузубчатых «рожек». Ее голова соприкасается с дужкой, имеющей четко читаемые утолщения в местах соединения со щитком. Внутренняя часть лучей и крыла заполнена процарапанными линиями. Обратная сторона кольца гладкая.
Помимо височных колец с одинарными птицами, в европейской части России и на Украине известны находки колец с изображением пары птиц, стоящих напротив друг друга и идущих одна за другой. Ближайшие соответствия всем этим сюжетам обнаруживаются на территории Византийской империи. Так, одинарное стилизованное изображение орла присутствует в верхней части штампованной византийской серьги из Македонии, а композиционно близкие к изображениям на кольцах из Курской области и Искоростеня фигуры хищных птиц с повернутой назад головой изображены на костяных пластинках X–XI веков из Херсонеса.
Вероятно, изображения птиц в раннесредневековом искусстве Византии несли не только эстетическую, но и символико-религиозную нагрузку. Например, орел олицетворял воскресение и новую жизнь, начинающуюся с крещенской купели, а также душу христианина, которая крепнет благодаря добродетели.
Сюжетные и стилистические приемы изображения птиц у обнаруженных на славянских памятниках Юго-Восточной Европы височных колец совпадают с образцами византийского декоративного и прикладного искусства VI–XII веков, и это позволяет связать височные кольца (в том числе и кольца из Беловского района и Искоростеня) с раннесредневековой византийской ювелирной традицией. Эта традиция была распространена не только в пределах самой Византийской империи, но и на землях, захваченных у византийцев арабами. Попадая в руки восточноевропейских ювелиров, эти височные кольца могли использоваться для вторичных отливок или служить образцами при создании украшений, соединявших в себе как импортные влияния, так и привычные для их покупателей элементы декора.
Помимо височных колец с одинарными птицами, в европейской части России и на Украине известны находки колец с изображением пары птиц, стоящих напротив друг друга и идущих одна за другой. Ближайшие соответствия всем этим сюжетам обнаруживаются на территории Византийской империи. Так, одинарное стилизованное изображение орла присутствует в верхней части штампованной византийской серьги из Македонии, а композиционно близкие к изображениям на кольцах из Курской области и Искоростеня фигуры хищных птиц с повернутой назад головой изображены на костяных пластинках X–XI веков из Херсонеса.
Вероятно, изображения птиц в раннесредневековом искусстве Византии несли не только эстетическую, но и символико-религиозную нагрузку. Например, орел олицетворял воскресение и новую жизнь, начинающуюся с крещенской купели, а также душу христианина, которая крепнет благодаря добродетели.
Сюжетные и стилистические приемы изображения птиц у обнаруженных на славянских памятниках Юго-Восточной Европы височных колец совпадают с образцами византийского декоративного и прикладного искусства VI–XII веков, и это позволяет связать височные кольца (в том числе и кольца из Беловского района и Искоростеня) с раннесредневековой византийской ювелирной традицией. Эта традиция была распространена не только в пределах самой Византийской империи, но и на землях, захваченных у византийцев арабами. Попадая в руки восточноевропейских ювелиров, эти височные кольца могли использоваться для вторичных отливок или служить образцами при создании украшений, соединявших в себе как импортные влияния, так и привычные для их покупателей элементы декора.