«Самолет-солдат», «летающий танк» — так с гордостью и любовью называли советские воины штурмовик Ил-2. Эти определения предельно точно характеризуют боевые качества самолета, созданного конструкторским коллективом под руководством Сергея Владимировича Ильюшина.
В январе 1938 года С.В. Ильюшин обратился к правительству с предложением построить разработанный в его конструкторском бюро двухместный бронированный штурмовик, который по боевой эффективности превосходил самолеты, создававшиеся по программе «Иванов».
В 1939–1940 годах было изготовлено два экземпляра самолета, получившего обозначение БШ-2 (ЦКБ-55). Однако приемочная комиссия не уделила тогда должного внимания защищенности самолета со стороны хвостовой части. Обороноспособность принесли в жертву усиленному бронированию, пушечному вооружению, а главное — увеличенному радиусу действия, построив одноместный вариант. Переделанный самолет прошел испытания и под обозначением Ил-2 был запущен в производство сразу на трех заводах страны.
В Воронеже с февраля 1941 года на авиационном заводе № 18 им. К.Е. Ворошилова началось серийное производство Ил-2. На воронежском заводе до его эвакуации (ноябрь 1941 г.) в город Куйбышев было произведено около тысячи штурмовиков.
Исключительные боевые качества самолета, его надежность, безотказность, бронированная защита летчика, мотора, непоражаемость наземными средствами вызывали у противника ужас и панику. Даже танки гибли от огня и бомб штурмовика.
Несмотря на хорошую бронезащиту и маневренность, одноместные Ил-2 были уязвимы. Истребитель противника в основном подходил сзади-сбоку и почти в упор — с расстояния 10–15 м — расстреливал кабину летчика из пушек и пулеметов. Но только в 1942 году С.В. Ильюшину было предложено возвратиться к разработке двухместного штурмовика.
В октябре 1942-го на Центральном фронте начались войсковые испытания первых серийных двухместных Ил-2 с пулеметом БТ. Было отмечено снижение потерь от атак истребителей противника, а также повышение эффективности боевого вылета, в котором летчик мог сосредоточиться на прицельном бомбометании и стрельбе.
Всего за годы войны предприятиями авиапромышленности было построено 36 163 самолета Ил-2 всех модификаций.
В январе 1938 года С.В. Ильюшин обратился к правительству с предложением построить разработанный в его конструкторском бюро двухместный бронированный штурмовик, который по боевой эффективности превосходил самолеты, создававшиеся по программе «Иванов».
В 1939–1940 годах было изготовлено два экземпляра самолета, получившего обозначение БШ-2 (ЦКБ-55). Однако приемочная комиссия не уделила тогда должного внимания защищенности самолета со стороны хвостовой части. Обороноспособность принесли в жертву усиленному бронированию, пушечному вооружению, а главное — увеличенному радиусу действия, построив одноместный вариант. Переделанный самолет прошел испытания и под обозначением Ил-2 был запущен в производство сразу на трех заводах страны.
В Воронеже с февраля 1941 года на авиационном заводе № 18 им. К.Е. Ворошилова началось серийное производство Ил-2. На воронежском заводе до его эвакуации (ноябрь 1941 г.) в город Куйбышев было произведено около тысячи штурмовиков.
Исключительные боевые качества самолета, его надежность, безотказность, бронированная защита летчика, мотора, непоражаемость наземными средствами вызывали у противника ужас и панику. Даже танки гибли от огня и бомб штурмовика.
Несмотря на хорошую бронезащиту и маневренность, одноместные Ил-2 были уязвимы. Истребитель противника в основном подходил сзади-сбоку и почти в упор — с расстояния 10–15 м — расстреливал кабину летчика из пушек и пулеметов. Но только в 1942 году С.В. Ильюшину было предложено возвратиться к разработке двухместного штурмовика.
В октябре 1942-го на Центральном фронте начались войсковые испытания первых серийных двухместных Ил-2 с пулеметом БТ. Было отмечено снижение потерь от атак истребителей противника, а также повышение эффективности боевого вылета, в котором летчик мог сосредоточиться на прицельном бомбометании и стрельбе.
Всего за годы войны предприятиями авиапромышленности было построено 36 163 самолета Ил-2 всех модификаций.