«Вид пещерного храма в Феодоровском соборе» — это картина из серии видов собора и построек Федоровского городка в Царском Селе. Написал ее художник Михаил Кирсанов по заказу императорского двора. В серию вошли пейзажи, жанровые сцены, изображения общего вида и интерьеров храма, созданные вместе с художниками Г.Н. Гореловым (1880–1966) и Л.А. Сырневым (1887–1941). Все работы этого уникального комплекса сохранились в собрании музея-заповедника «Царское Село».
В период с 1906 по 1913 год Михаил Герасимович Кирсанов обучался живописи у А.М. Васнецова, А.М. Корина и К.А. Коровина в Московском училище. В 1912–1914 годах художник состоял в Художественно-артистической ассоциации Санкт-Петербурга. Общество возникло по инициативе студентов художественных училищ с целью объединения молодых живописцев. В 1912 году Ассоциация провела обширную выставку, в которой приняли участие 140 художников. В их числе был и Кирсанов. По рекомендации Васнецова живописец был приглашен в качестве штатного художника в Министерство императорского двора, где числился вплоть до Февральской революции 1917 года.
С 1914 года деятельность Кирсанова была связана с работами по созданию в Царском Селе храма в честь иконы Феодоровской Богоматери. Феодоровский Государев собор возводился в 1909–1912 годах для Собственных Его Императорского Величества конвоя и Сводного пехотного полка, которые охраняли царскую резиденцию. Собор считался полковым храмом и домовой церковью императорской семьи, которая посещала его в праздничные и воскресные дни. Храм состоял из двух частей. Первая часть — высокий и светлый Верхний храм, рассчитанный на большое число молящихся, с двумя приделами во имя Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святителя Алексия. Вторая часть — Нижний (Пещерный) храм с престолом во имя преподобного Серафима Саровского — была уединенным местом молитв императорской семьи.
Окончание строительства Феодоровского собора совпало с началом Первой мировой войны, что нашло отражение в произведениях Михаила Кирсанова: на его картинах можно увидеть характерные приметы военного времени — молящихся в храме сестер милосердия и раненых солдат, офицеров. На картине, представленной в экспозиции Рабочего кабинета, изображено богослужение в Верхнем храме Феодоровского собора в присутствии императора Николая II.
В период с 1906 по 1913 год Михаил Герасимович Кирсанов обучался живописи у А.М. Васнецова, А.М. Корина и К.А. Коровина в Московском училище. В 1912–1914 годах художник состоял в Художественно-артистической ассоциации Санкт-Петербурга. Общество возникло по инициативе студентов художественных училищ с целью объединения молодых живописцев. В 1912 году Ассоциация провела обширную выставку, в которой приняли участие 140 художников. В их числе был и Кирсанов. По рекомендации Васнецова живописец был приглашен в качестве штатного художника в Министерство императорского двора, где числился вплоть до Февральской революции 1917 года.
С 1914 года деятельность Кирсанова была связана с работами по созданию в Царском Селе храма в честь иконы Феодоровской Богоматери. Феодоровский Государев собор возводился в 1909–1912 годах для Собственных Его Императорского Величества конвоя и Сводного пехотного полка, которые охраняли царскую резиденцию. Собор считался полковым храмом и домовой церковью императорской семьи, которая посещала его в праздничные и воскресные дни. Храм состоял из двух частей. Первая часть — высокий и светлый Верхний храм, рассчитанный на большое число молящихся, с двумя приделами во имя Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святителя Алексия. Вторая часть — Нижний (Пещерный) храм с престолом во имя преподобного Серафима Саровского — была уединенным местом молитв императорской семьи.
Окончание строительства Феодоровского собора совпало с началом Первой мировой войны, что нашло отражение в произведениях Михаила Кирсанова: на его картинах можно увидеть характерные приметы военного времени — молящихся в храме сестер милосердия и раненых солдат, офицеров. На картине, представленной в экспозиции Рабочего кабинета, изображено богослужение в Верхнем храме Феодоровского собора в присутствии императора Николая II.