Автор картины, с которой сделана литография, — французский рисовальщик Огюст Кадоль. Он был офицером французской армии, которому довелось увидеть горящую Москву в 1812 году. Уже после войны Кадоль приехал в столицу Российской империи как художник и создал серию работ, посвященных городу. Такими он увидел Воробьевы горы в 1820-е годы. И такими же их видели подростки Александр Герцен и Николай Огарёв, когда в 1826 или 1827 году поднялись к месту закладки храма, посвященного победе русского оружия в войне с Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Там они поклялись «пожертвовать жизнь» на борьбу с несправедливостью.
Вид Москвы с Воробьёвых гор
Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу.
Позже, во время вятской ссылки, Герцен познакомился с архитектором Александром Витбергом — автором проекта этого храма. В 1838 году Герцен писал Витбергу:
В 1979 году память о клятве Герцена и Огарёва была увековечена: на месте события поставили стелу. Долгие годы памятник стоял в запустении, был поврежден вандалами. Уже в XXI стелу восстановили благодаря английскому драматургу Тому Стоппарду, автору пьесы «Берег утопии», героями которой, среди других русских свободомыслящих интеллектуалов, стали Герцен и Огарёв. Для постановки пьесы Стоппард приехал в Москву и почти сразу отправился к мемориалу на Воробьёвых горах. По его словам, «он к нему не шел — летел». И был сильно разочарован увиденным. По инициативе драматурга был организован субботник, в котором приняли участие он сам, артисты РАМТа, в котором ставилась пьеса, и студенты МГУ. После уборки памятником занялись реставраторы. Так памятник Герцену и Огареву пережил второе рождение.
Премьера спектакля «Берег утопии» состоялась в РАМТе в октябре 2007 года. Продолжительность спектакля на русской сцене, включая перерывы, составляет более десяти часов.