Икону «Вход в Иерусалим» создали палехские мастера во второй половине XVIII века. Здешние иконописцы славились своими многофигурными композициями. Также они считались знатоками редких иконографических изводов — так называются разные варианты одной иконографии.
Вход в Иерусалим
Время создания
вторая половина XVIII века
Размер
32,3x25,6 см
Техника
темперная живопись
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Вход в Иерусалим
#6
#7
Для икон с сюжетом «Входа Господня в Иерусалим» источниками образов стали Евангелия. В них записаны сведения о том, как накануне иудейской пасхи Христос въезжал в Иерусалим, сидя на молодом осле. Считается, что в этот момент исполнилось ветхозаветное пророчество о Царе Израиля: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9: 9).
#8
Этот сюжет издавна зафиксировали в определенной иконографии. Христос движется в Иерусалим к встречающим его иудеям. Спасителя изображают в окружении учеников. Он сидит на осле ногами к зрителю, лицом обернувшись к апостолам. Его пальцы сложены в двуперстном жесте благословления. Такая иконографическая традиция преобладала в XIV веке в иконописи Новгорода. В редких случаях ее использовали ярославские мастера в XVIII веке.
#9
Палехский мастер изобразил апостолов в два ряда на фоне Елеонской горы. В центре, над фигурой Христа, возвышается дерево с густой кроной. Художник написал ее свободными мазками. Впереди бегут дети, бросая под ноги осла одежды. Жители Иерусалима, выходящие из ворот города, встречают Христа с ветвями в руках.
#10
Художник мягко написал лики святых. Он создал их без видимой подрумянки и резких высветлений, слегка тронув губы красным цветом. Едва заметные белильные блики есть на кончике носа, на губах, на внешних углах глаз. Мастер наслаивал полупрозрачные краски, создавая мягкие переходы от светлых тонов к более темным. В цветовой гамме преобладают оттенки охры, коричневый, коричнево-розовый, красный, красно-коричневый, иссиня-черный и темно-зеленый цвета. Складки на одеждах обозначены тонкими темными линиями разной длины и направлений. Объёмы мастер моделировал едва заметными белилами.
#11
Башенная архитектура с многоцветными фасадами нередко встречается в палехских иконах конца XVIII века. Здесь это не канонически принятый образ, а проявление фантазии палехского мастера.
#5
Умеренность в использовании декоративных элементов, цветовая гармония, замедленность ритмов — всё это присуще большинству палехских икон.
#12
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Вход в Иерусалим
Время создания
вторая половина XVIII века
Размер
32,3x25,6 см
Техника
темперная живопись
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться