Шорцы относятся к коренным тюркоязычным народам Южной Сибири, проживающим в Кемеровской области, Республике Хакасия и Алтайском крае. Исторически существовало две этнические группы: земледельцы и скотоводы абинцы населяли лесостепи, горно-таежные шорцы преимущественно занимались рыболовством, собирательством, охотой, различными ремеслами, в том числе ткачеством и выделкой кож и рогов.
Высокие (иногда в рост всадника с конем), но малопитательные таежные травы, обилие комаров, мошки, слепней, строки и паутов (оводов), короткое лето — все это не способствовало развитию у шорцев скотоводства: коров и овец они разводили в небольшом количестве. Однако лошади встречались повсеместно — этих малорослых выносливых животных использовали для верховой езды, а конский волос служил для многих хозяйственных нужд.
Историк и археолог Дмитрий Евгеньевич Кичигин относит конский волос к тройке самых распространенных природных материалов, используемых народами Предбайкалья, наравне с крапивой или коноплей и сухожилиями. Он применялся для сшивания, перевязывания и вязания сетей и неводов, лошадиных арканов, вожжей и поводьев, растяжек для самострелов, скрепления берестяных изделий. По мнению ученого, в Предбайкалье конский волос начали использовать не позднее конца бронзового века, причем не исключена и «возможность получения конского волоса от дикой лошади в еще более раннее время».
Этнограф-сибириевед Вацлав Леопольдович Серошевский отмечал, что изделия из этого материала долговечны, «легки, крепки, быстро сохнут, мало преют». По прочности на разрыв конский волос почти не уступает стальной проволоке такого же диаметра.
Для изготовления веревок у лошадей остригают гриву и хвост. Дмитрий Кичигин, ссылаясь на исследования Виктора Бутанова и Вячеслава Даржа, приводит два способа плетения у различных народов. Среди тувинцев бытовало простое сучение нити из нескольких волосков, складывание ее вдвое и скручивание тонкого шнура. Хакасы сначала свивали пряди волос в кольца, смачивали и сращивали их концы; затем женщины скручивали нити в ладонях, а изготовлением собственно арканов занимались уже мужчины.
Такие веревки находили применение не только в быту, но и в шаманских ритуалах — служили оберегами, амулетами, предметами для привода и поимки злых духов.
Веревка из конского волоса в экспозиции музея скручена из двух более тонких веревок из конского волоса, преимущественно светлого желто-серого и отчасти черного цвета. Концы веревок сплетены между собой.