Мужской брачный венец из коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника выполнен в форме обруча-короны из штампованного металла. Его нижнюю часть окаймляют горизонтальные пояски с орнаментом. В середине расположились восемь резных лопастей с рельефными узорами — растительными и геометрическими. На четырех из них находятся эмалевые овалы с изображениями креста, святого Иоанна, равноапостольных царей Константина и Елены.
Венчание входит в число семи великих таинств православной церкви. Считается, что оно помогает супругам обрести незримую защиту Бога и связать брачными узами свои души.
Головные уборы молодоженов на венчании формой напоминают императорские короны. В старину их изготавливали из дерева или лубка. Сейчас чаще всего встречаются металлические венцы — например из позолоченной или посеребренной меди. По традиции их с давних времен украшают изображениями Христа, Богородицы и святых, крестами, резьбой и рельефным орнаментом. На передней части мужского убора располагается лик Христа, на женском размещают Богородицу.
Круглая форма венца олицетворяла неразрывность брачного союза, который благословлен Господом и освящен церковью. Кроме того, такой головной убор символизировал победу над страстями до брака.
Во время таинства венцы надевали на молодоженов или держали над их головами. Пару трижды обводили вокруг аналоя — высокого четырехугольного столика с наклонной поверхностью. Затем новобрачные обменивались обручальными кольцами и пили из одной чаши: этот ритуал означал, что теперь все радости и беды они будут делить на двоих. При венчании присутствовали свидетели — либо крестные жениха и невесты, либо шаферы. Только в этом случае брак считался юридически действительным. Свидетелям, кроме прочего, поручалось держать венцы над головами молодоженов.
Верхняя часть венца — наглавие — состоит из восьми дуг, которые соединяются в центре. Их края покрыты мелкими рельефными ободками. Центр пересечения венчает круглое «яблоко», на котором расположен четырехконечный крест. К внутренней поверхности подшита тканевая подкладка красного цвета.
Венчание входит в число семи великих таинств православной церкви. Считается, что оно помогает супругам обрести незримую защиту Бога и связать брачными узами свои души.
Головные уборы молодоженов на венчании формой напоминают императорские короны. В старину их изготавливали из дерева или лубка. Сейчас чаще всего встречаются металлические венцы — например из позолоченной или посеребренной меди. По традиции их с давних времен украшают изображениями Христа, Богородицы и святых, крестами, резьбой и рельефным орнаментом. На передней части мужского убора располагается лик Христа, на женском размещают Богородицу.
Круглая форма венца олицетворяла неразрывность брачного союза, который благословлен Господом и освящен церковью. Кроме того, такой головной убор символизировал победу над страстями до брака.
Во время таинства венцы надевали на молодоженов или держали над их головами. Пару трижды обводили вокруг аналоя — высокого четырехугольного столика с наклонной поверхностью. Затем новобрачные обменивались обручальными кольцами и пили из одной чаши: этот ритуал означал, что теперь все радости и беды они будут делить на двоих. При венчании присутствовали свидетели — либо крестные жениха и невесты, либо шаферы. Только в этом случае брак считался юридически действительным. Свидетелям, кроме прочего, поручалось держать венцы над головами молодоженов.