Святой Никита Готфский, гот по рождению, усердно проповедовал христианство среди соплеменников. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих собратьев-язычников. За проповедь христианства Никита Готфский был заточен в темнице и приговорен к смерти через сожжение. Мученик Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь и скончался в 372 году. Его почитали в Византии, Малой Азии и среди славянских племен, принявших христианство. Согласно поздней агиографической традиции мощи святого мученика Никиты Готфского перенесла в Константинополь равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого.
Довольно рано в греческой, а позднее и славянской книжности Никита стал отождествляться с одноименным вымышленным мучеником, якобы пострадавшим в Никомидии — сейчас это турецкий город Измит. Легенда гласит, что мученику Никите Никомидийскому во время заточения явился бес в виде ангела, подстрекая его отречься от истинной веры. Помолившись, мученик получил от Бога повеление самому допросить явившегося духа. Святой повелел бесу раскрыть свою сущность и рассказать о своих деяниях. Демон испугался имени Божьего и рассказал о том, как он искушает людей и что делает для их погибели. В славянской традиции Никиту Никомидийского обычно сопровождает эпитет Бесогон.
Форма представленной в экспозиции иконы является традиционной для ранних меднолитых памятников. Центральная часть иконной доски складня — средник — сложной формы: нижняя часть прямоугольная, а верхняя выполнена в виде полукруга. Момент, когда святой разоблачил беса, стал одним из самых распространенных сюжетов в русских памятниках личного благочестия. На иконе-складне изображено, как святой тянет беса за волосы и избивает его своими оковами, принуждая его к признанию. Изображение темницы стилизовано, своды покоятся на тонких опорах, а кровля украшена шатровыми куполами.
В верхней части оборотной стороны изображена личина Горгоны Медузы
со сплетенными в клубок разъяренными змеями. Такие личины
на круглых медальонах стали называться змеевиками. А в нижней
части изображен воин-драконоборец, явивший «чудо о змие», — святой
Феодор Тирон.