Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Веер «Венецианские мотивы»

Время создания
1854
Место создания
Франция, фирма «Александр»
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51,5 см
Техника
кость животная, металл, бумага; резьба, печать, роспись
5
Открыть в приложении
#1
Веер «Венецианские мотивы»
#2
Веер «Венецианские мотивы» поступил в собрание Московского музея-усадьбы «Останкино» в 2010 году. Музейная коллекция вееров насчитывает более 450 единиц и является третьей по величине в России.

Веер «Венецианские мотивы» относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном.
#3
Строение складного веера plié
#4
Экран выполнен из двух слоев бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка. Станок сделан из животной кости (цевки).
#31
Станок веера
#23
На лицевой стороне экрана веера в технике типографской печати изображена многофигурная сцена костюмированного бала, с лютнистом и предсказательницей судьбы, держащей за руку молодую женщину в центре; в правой части композиции видна гондола с пышным балдахином.
#5
Фрагмент лицевой стороны экрана веера после реставрации
#6
На ступенях, ведущих к воде, помещена подпись автора — O. Hervy и дата 1854. Ниже можно увидеть название и адрес фирмы-производителя веера — Alexandre, boul. Montmartre No.6 — и указание на Всемирную Выставку 1855 года, которой и посвящен этот и несколько вееров с аналогичными экранами, хранящихся в музеях Брайтона и Гринвича. На Выставке 1855 года продукция фирмы «Александр» получила медаль первого класса.
#7
Фрагмент лицевой стороны экрана веера после реставрации
#8
На оборотной стороне экрана изображены цветочные гирлянды, выполненные в технике хромолитографии.
#24
Фрагмент оборотной стороны экрана веера после реставрации
#9

Состояние сохранности

#10
Вид веера до реставрации
#11
Веер поступил в Центр имени И. Э. Грабаря в руинированном состоянии и со следами предыдущей реставрации: на пятнадцатой пластине с оборотной стороны видна костяная «заплатка» в месте крепления к деревянной спице. Часть костяных пластин станка были сломана, оборотная гарда и две прилегающие к ней пластины — утрачены полностью, за исключением нижних концов.
#25
Фрагмент станка веера до реставрации
#26
Бумажный экран веера был разорван в правой части, наблюдались многочисленные заломы и разрывы по верхнему и нижнему краям, значительный фрагмент основы слева был утрачен.
#28
Фрагмент экрана веера до реставрации
#29
Бумага пожелтела, на ней наблюдались множество пятен различного происхождения, царапины на красочном слое и потертости по сгибам. Покрытый золотой краской кант, соединяющий две половины экрана, сильно поврежден, на нем просматривались многочисленные разрывы и мелкие утраты.
#30
Фрагмент оборотной стороны экрана до реставрации
#14

Реставрация

#15
Станок веера в процессе реставрации
#16
Реставраторы провели полный демонтаж всех частей веера. Костяные пластины станка и деревянные спицы были очищены от загрязнений. Сломанные детали склеены и сдублированы на пластины из кости.
#32
Процесс разделения двух половин экрана веера
#18
Состоящий из двух листов бумажный экран был снят со станка и разделен, затем проведена его сухая очистка от поверхностных загрязнений. Особенно важно было провести деликатную многократную промывка экрана на фильтровальной бумаге от желтизны и пятен клея. Мелкие и крупные утраты основы были восполнены бумагой, подобранной к авторской по толщине, фактуре и цвету.
#37
Экран веера в процессе реставрации
#34
После восполнения утрат реставраторы сдублировали экран на тонкую японскую бумагу. Восполненные участки были тонированы.
#35
Процесс нанесения тонировок
#38
Наличие прямых аналогий позволило реставраторам в общих чертах воссоздать композицию, некогда помещавшуюся на утраченном фрагменте экрана веера. Однако, руководствуясь принципом отличимости — одним из важнейших в музейной реставрации — специалисты центра не стали копировать аналогичный фрагмент, а лишь тонально обозначили его.
#39
Веер Exposition 1855. Музей Брайтона, Великобритания. Фрагмент
#36
Затем обе части экрана соединили между собой по верхнему краю тонкой полоской реставрационной бумаги. Сохранившиеся фрагменты авторского золотого канта были подклеены по месту. Проведен монтаж всех частей веера.
#21
Вид веера после реставрации
#40
читать дальшескрыть

Веер «Венецианские мотивы»

Время создания
1854
Место создания
Франция, фирма «Александр»
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51,5 см
Техника
кость животная, металл, бумага; резьба, печать, роспись
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%