Веер поступил в коллекцию Московского музея-усадьбы Останкино в 1989 году. В то время собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
1 / 3
Веер «Нахождение Моисея»
Время создания
1850–1860-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
кость, металл, фольга, амальгамированное стекло, бумага, акварель; резьба, литье, золочение, печать, роспись, раскраска
Коллекция
Выставка
5
Открыть в приложении#1
Веер «Нахождение Моисея»
#26
#2
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#3
Веер создан во Франции в середине XIX века, в эпоху, когда в декоративно-прикладном искусстве был распространен стиль историзм. Мастера-вееровщики обращались к лучшим образцам XVIII века, используя как декоративные принципы того времени, так и прямые заимствования.
Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из двух слоев бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#4
Строение складного веера plié
#5
Станок сделан из слоновой кости и украшен прорезным орнаментом, гравировкой и золочением орнаментальной фольгой.
#27
Станок веера после реставрации
#28
На лицевой стороне экрана в технике раскрашенной печати изображена библейская сцена «Нахождение Моисея», когда служанки достают из корзины младенца Моисея, найденного дочерью фараона (фигура в короне и голубом платье справа). Композиция, помещенная на веере, восходит к оригиналу знаменитого живописца эпохи Ренессанса Паоло Веронезе (1528-1588).
#6
Фрагмент лицевой стороны экрана веера после реставрации
#7
Полотно Веронезе было широко известно благодаря многочисленным репродукциям в печатной графике. Наиболее близким по композиции к вееру является произведение французского мастера Эдма Жорá (1688-1738), выполненное в технике резцовой гравюры.
#8
Эдм Жора. Нахождением Моисея. Ок. 1742. Художественные музеи Гарварда. США. Фрагмент
#9
На оборотной стороне экрана помещена многофигурная сцена, также, по всей видимости, на библейский сюжет.
#10
Оборот веера после реставрации
#11
Гарды веера были украшены миниатюрными зеркальцами, которые владелица могла использовать в том числе для того, чтобы посмотреть, что происходит у нее за спиной, или привлечь внимание кавалера, пуская солнечных зайчиков. Зеркальце на оборотной гарде утрачено, вместо него вставлена костяная камея.
#12
Лицевая и оборотная гарды после реставрации
#14
Состояние сохранности
#29
Экран веера был разорван на четыре части с небольшими утратами основы по краям разрывов. По верхнему и нижнему краям по всем сгибам были многочисленные мелкие разрывы. Также зафиксированы значительные потертости и загрязнения экрана, пятна различного происхождения.
#15
Вид веера до реставрации
#16
Поновления на веере свидетельствуют о том, что он высоко ценился владельцами. На экране видны многочисленные следы бытовой реставрации: вставки из желтоватой бумаги на лицевой и оборотной сторонах, покрытые любительскими тонировками, повторяющими орнамент. Почти все сгибы изнутри подклеены полосками бумаги.
#17
Фрагмент лицевой стороны экрана до реставрации
#18
Костяные пластины станка веера были загрязнены. Наблюдались мелкие утраты, отхождения, окисления и загрязнения орнаментальной фольги. Верхняя часть лицевой гарды отколота и оторвана от экрана.
#19
Фрагмент станка и гарды веера до реставрации
#21
Реставрация
#30
Перед началом работ реставраторы демонтировали соединительный штифт и кольцо. Орнаментальная фольга на костяной поверхности веера была очищена от загрязнений и укреплена. Реставраторы очистили и законсервировали металлические детали, удалили загрязнения с зеркальца и пластин веера.
#22
Лицевая сторона веера в процессе реставрации
#23
Сломанные веерные пластины были сдублированы на подготовленные пластины из мамонтовой кости. Вследствие склейки и дублирования пластин станка толщина веера в месте крепления увеличилась, поэтому для монтажа понадобилось изготовить новый более длинный латунный штифт.
#31
Фрагмент станка веера после реставрации
#32
Экран веера очищен от поверхностных загрязнений и остатков клея. Старые бумажные заклейки между сторонами экрана были частично удалены. Утраты основы восполнены, разрывы подклеены.
#33
Фрагмент лицевой стороны экрана до и после реставрации
#34
Все восполненные фрагменты и потертости красочного слоя тонированы.
#24
Вид веера после реставрации
#35
Edme Jeaurat. The Finding of Moses. Harvard Art Museums/Fogg Museum, Gift of William Gray from the collection of Francis Calley Gray, G2012. Imaging Department © President and Fellows of Harvard College
читать дальшескрыть
Веер «Нахождение Моисея»
Время создания
1850–1860-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
кость, металл, фольга, амальгамированное стекло, бумага, акварель; резьба, литье, золочение, печать, роспись, раскраска
Коллекция
Выставка
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться