Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Веер «Нахождение Моисея»

Время создания
1850–1860-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
кость, металл, фольга, амальгамированное стекло, бумага, акварель; резьба, литье, золочение, печать, роспись, раскраска
5
Открыть в приложении
#1
Веер «Нахождение Моисея»
#26
Веер поступил в коллекцию Московского музея-усадьбы Останкино в 1989 году. В то время собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
#2
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#3
Веер создан во Франции в середине XIX века, в эпоху, когда в декоративно-прикладном искусстве был распространен стиль историзм. Мастера-вееровщики обращались к лучшим образцам XVIII века, используя как декоративные принципы того времени, так и прямые заимствования.

Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из двух слоев бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#4
Строение складного веера plié
#5
Станок сделан из слоновой кости и украшен прорезным орнаментом, гравировкой и золочением орнаментальной фольгой. 
#27
Станок веера после реставрации
#28
На лицевой стороне экрана в технике раскрашенной печати изображена библейская сцена «Нахождение Моисея», когда служанки достают из корзины младенца Моисея, найденного дочерью фараона (фигура в короне и голубом платье справа). Композиция, помещенная на веере, восходит к оригиналу знаменитого живописца эпохи Ренессанса Паоло Веронезе (1528-1588).
#6
Фрагмент лицевой стороны экрана веера после реставрации
#7
Полотно Веронезе было широко известно благодаря многочисленным репродукциям в печатной графике. Наиболее близким по композиции к вееру является произведение французского мастера Эдма Жорá (1688-1738), выполненное в технике резцовой гравюры.
#8
Эдм Жора. Нахождением Моисея. Ок. 1742. Художественные музеи Гарварда. США. Фрагмент
#9
На оборотной стороне экрана помещена многофигурная сцена, также, по всей видимости, на библейский сюжет. 
#10
Оборот веера после реставрации
#11
Гарды веера были украшены миниатюрными зеркальцами, которые владелица могла использовать в том числе для того, чтобы посмотреть, что происходит у нее за спиной, или привлечь внимание кавалера, пуская солнечных зайчиков. Зеркальце на оборотной гарде утрачено, вместо него вставлена костяная камея.
#12
Лицевая и оборотная гарды после реставрации
#14

Состояние сохранности

#29
Экран веера был разорван на четыре части с небольшими утратами основы по краям разрывов. По верхнему и нижнему краям по всем сгибам были многочисленные мелкие разрывы. Также зафиксированы значительные потертости и загрязнения экрана, пятна различного происхождения.
#15
Вид веера до реставрации
#16
Поновления на веере свидетельствуют о том, что он высоко ценился владельцами. На экране видны многочисленные следы бытовой реставрации: вставки из желтоватой бумаги на лицевой и оборотной сторонах, покрытые любительскими тонировками, повторяющими орнамент. Почти все сгибы изнутри подклеены полосками бумаги.
#17
Фрагмент лицевой стороны экрана до реставрации
#18
Костяные пластины станка веера были загрязнены. Наблюдались мелкие утраты, отхождения, окисления и загрязнения орнаментальной фольги. Верхняя часть лицевой гарды отколота и оторвана от экрана.
#19
Фрагмент станка и гарды веера до реставрации
#21

Реставрация

#30
Перед началом работ реставраторы демонтировали соединительный штифт и кольцо. Орнаментальная фольга на костяной поверхности веера была очищена от загрязнений и укреплена. Реставраторы очистили и законсервировали металлические детали, удалили загрязнения с зеркальца и пластин веера.
#22
Лицевая сторона веера в процессе реставрации
#23
Сломанные веерные пластины были сдублированы на подготовленные пластины из мамонтовой кости. Вследствие склейки и дублирования пластин станка толщина веера в месте крепления увеличилась, поэтому для монтажа понадобилось изготовить новый более длинный латунный штифт.
#31
Фрагмент станка веера после реставрации
#32
Экран веера очищен от поверхностных загрязнений и остатков клея. Старые бумажные заклейки между сторонами экрана были частично удалены. Утраты основы восполнены, разрывы подклеены. 
#33
Фрагмент лицевой стороны экрана до и после реставрации
#34
Все восполненные фрагменты и потертости красочного слоя тонированы.
#24
Вид веера после реставрации
#35
читать дальшескрыть

Веер «Нахождение Моисея»

Время создания
1850–1860-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
кость, металл, фольга, амальгамированное стекло, бумага, акварель; резьба, литье, золочение, печать, роспись, раскраска
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%