В экспозиции музея можно увидеть один из самых необычных и важных женских аксессуаров, который мог рассказать собеседнику обо всех намерениях и пожеланиях его обладательницы. Этот аксессуар — веер.
Веера изготавливали из самых разных материалов — кости, ткани, дерева и даже черепашьего панциря. Их украшали кружевами различных цветов. В музее представлены веера белого, черного, золотистого оттенков. Цвет, материал, оформление имели большое значение. Веер был визитной карточкой своей хозяйки. Так, цвет его мог сообщить окружающим о ее возрасте и даже о наличии приданого. Белый цвет веера означал невинность, расшитый золотом — богатое приданое. По форме веера разнообразны. Принято выделять плие, бризе, пальметт, кокарды и другие.
Веер из коллекции Ивановского историко-краеведческого музея — плие. Особенность его конструкции в том, что он состоит из тонких спиц, изготовленных из кости, и веерного экрана, выполненного из бумаги. Этот непременный атрибут женского бального туалета давал даме возможность признаваться в любви и отвергать томного воздыхателя, назначать свидания и плести интриги, не говоря при этом ни слова. Один изящный взмах веером, находящимся в тоненькой женской ручке, — и любой каприз был исполнен, если, конечно, кавалер владел тайным знанием — языком веера.
Балы чаще всего происходили в огромных залах при большом скоплении народа. И хотя залы эти, как правило, были ярко освещены, обратить на себя внимание было непросто. Специально для этих случаев на веерах имелись некоторые приспособления. В данном веере можно увидеть специальное отверстие для маленького зеркальца. Им можно было пускать солнечных зайчиков, чтобы привлечь внимание интересующего человека, а также наблюдать за тем, что происходит за спиной. Иногда вместо зеркальца помещали увеличительное стекло, чтобы лучше рассмотреть ту или иную особу. Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга и даже города. Человеком своего времени он «читался» в процессе разговора по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных «листиков». Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания.