Традиционные черкесские веера совсем не похожи ни на европейские, ни на восточные. Адыги начали пользоваться ими еще тысячелетия назад: изначально их веера предназначались для раздувания очага.
Веер
Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Золотое шитье, плетение. Бархат, золотная нить.
Коллекция
Выставка
9
Открыть в приложении#1
Веер
#4
#2
Значение веера
#3
С древнейших времен в адыгских верованиях важное место занимал культ огня. Огонь воспринимали как живую сущность, почитали его как божество. Самым страшным проклятием считали фразу «Да потухнет огонь в твоем очаге», так как очаг был напрямую связан с жизнями обитателей дома. А веер, которым в нем раздували пламя, считали священным атрибутом.
#5
Позднее веера для очагов превратились в веера-флажки, которые по-адыгски назывались «жьыф». Они могли быть двух видов: бархатные и соломенные. Их делали на жесткой картонной основе размером 25 на 30 сантиметров. Готовый веер крепили к деревянной ручке, вокруг которой он вращался.
#7
Соломенные веера
#6
Соломенные «жьыф» украшали геометрическими узорами, чаще всего симметричными. Основу рисунков могли составлять простейшие фигуры, символические обозначения зверей и птиц, которые были распространены в более древней орнаменталистике, и другие знаки. Исследователи считают, что со временем мастера перестали вкладывать в такие узоры сакральный смысл и стали соединять символы в единые композиции, руководствуясь лишь собственным вкусом и художественным видением.
#9
Бархатные веера
#8
Бархатные же веера богато декорировали золотыми нитями и галунами, вышивали на них разнообразные узоры. В основе орнаментов чаще всего лежали растительные и животные мотивы. Украшали изделия полными изображениями разных зверей и птиц, листьев и целых деревьев, а также рощ, гор, ручьев и других элементов окружающего пейзажа. Так адыги проявляли любовь и уважение к щедрой природе своего края.
#11
Шитье «в прикреп»
#10
Представленный в экспозиции «жьыф» украшен самым старинным и самым ценным видом золотого шитья — «в прикреп». Работая в этой технике, мастерица обводила по трафарету контур узора на ткани, а вышивала его уже без каких-либо вспомогательных приспособлений. Такое шитье требовало ювелирной точности, высокой концентрации и долгого времени. Например, над кружком диаметром всего в несколько сантиметров девушка могла работать на протяжении нескольких недель.
#14
Использование
#12
У адыгов веер никогда не играл роль исключительно дамского аксессуара. Чаще всего его использовали, чтобы ухаживать за больными. А в жару обмахиваться им могли только старшие члены семьи. Иногда веер размещали на перекладине детской люльки, и, когда кроватку качали, «жьыф» создавал приятную прохладу.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Веер
Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Золотое шитье, плетение. Бархат, золотная нить.
Коллекция
Выставка
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться