Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Стекло и керамика»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Ваза в виде ажурной корзинки

Время создания
1820-е
Размер
55,1x23,7 см
высота 55,1; диаметр верха 23,7
Техника
бисквит, фарфор; позолота, надглазурная роспись
3
Открыть в приложении
#1
Ваза в виде ажурной корзинки
#2
Ваза была выполнена на Императорском фарфоровом заводе — первом в России производстве фарфора, в советское время известном как Ломоносовский фарфоровый завод. Ваза создана 1820-х годах, когда в русском искусстве преобладал классицизм. Художники этого стиля часто обращаются к античным мотивам: композиция постамента вазы восходит к искусству Древнего Рима. Сочетание белого фарфора и позолоты также характерны для классицизма.

В первой половине XIX века Императорский завод активно сотрудничал с лучшими скульпторами России, в том числе и с автором данной вазы Степаном Пименовым (1784–1833), который участвовал в создании скульптурного оформления зданий Главного адмиралтейства, Главного штаба, Александринского театра, Казанского собора в Санкт-Петербурге.
#3
Князь Владимир. Фасад Казанского собора в Санкт-Петербурге. Степан Пименов. 1801–1811
#4
Пименов одевает классицистические фигуры граций в русские народные костюмы и превращает их в русских крестьянок. Интерес к народной культуре особенно возрос в России в связи с появлением патриотических настроений после победы над Наполеоном, и многие художники стали воспевать в своих картинах простой крестьянский быт.

Одним из самых талантливых живописцев того времени был Алексей Венецианов (1780–1847), по рисункам которого Пименов сделал свою самую известную работу в фарфоре — скульптуру «Водоноска». В «Водоноске» скульптор создает изящный образ крестьянки — этот же мотив мы узнаем в вазе из музея «Кусково».
#5
На пашне. Весна (фрагмент). Алексей Венецианов. 1820-е. Государственная Третьяковская галерея
Водоноска (Девушка с коромыслом). Степан Пименов. 1810-е
#6

Состояние сохранности

#7
Конструкция вазы — это многосоставная композиция, собираемая при помощи металлических креплений и монтируемая на гипс. Такой способ сборки применяется для ваз большого размера.
#8
Общий вид до реставрации
#9
За почти двести лет существования вазы условия ее хранения не всегда были благоприятны, и металлические крепления утратили свои свойства. В результате керамические части покрылись трещинами, некоторые фрагменты были утрачены.
#10
Общий вид после расшивки фрагментов
#11
Реставраторы Центра обнаружили, что ваза ранее реставрировалась: были восполнены некоторые части фигур девушек (руки и пальцы), одна из ручек вазы.

Корзинка вазы из музея «Кусково» заметно отличается от корзинки аналогичного предмета из Екатеринбургского художественного музея. После демонтажа реставраторы обнаружили, что эта часть вазы не оригинальная: для замены корзинки ранее подобрали сухарницу, изготовленную на украинском заводе Барановка в начале ХХ века.
#12
Ваза в виде ажурной корзинки (фрагмент)
#13
На корзинке стоит клеймо завода. Аналогичный орнамент встречается и на других изделиях Барановского завода.
#14
Кастрюля-жаровня. Барановка. 1810–1830
#15
На примере аналогичной вазы из Екатеринбургского музея изобразительных искусств видно, какой была оригинальная корзинка.
#16
Десертная ваза на скульптурном основании с фигурами русских крестьянок. Степан Пименов. 1820-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
#17
Ваза была сильно загрязнена, поверхность покрылась пылью, пятнами и клеевыми затеками. Старые склейки местами разошлись, реставрационные материалы потемнели. Были видны производственные дефекты в виде многочисленных черных трещин в керамической массе.

Многие фрагменты были утрачены: части рук женских фигур, цветов, лент, около 70% верхушек колосьев. Позолота и поверхность надглазурной краски были потерты и местами поцарапаны.
#18

Реставрация

#19
Реставраторы очистили поверхность вазы, удалили следы предыдущей реставрации, обесцветили трещины.
#20
Основание вазы до и после удаления продуктов коррозии
#21
Были восполнены отколовшиеся фрагменты женских фигур.
#22
Фрагмент в процессе реставрации. Восполнение утрат
#23
Утраченная ручка корзинки была восполнена и тонирована по аналогии с сохранившейся. Также реставраторы демонтировали старые металлические крепления корзинки и постамента и заменили их новыми, изготовленными путем снятия форм с аналогичных фрагментов.
#24
Фрагмент до и после восполнения утрат
#25
Затем фрагменты были склеены, а трещины — укреплены. В завершение реставраторы тонировали утраты росписи и покрыли поверхность вазы консервационным лаком. Чтобы конструкция была более прочной, были изготовлены армирующие вставки.
#26
Общий вид после реставрации
читать дальшескрыть

Ваза в виде ажурной корзинки

Время создания
1820-е
Размер
55,1x23,7 см
высота 55,1; диаметр верха 23,7
Техника
бисквит, фарфор; позолота, надглазурная роспись
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%