Вагонетка, представленная в коллекции Верхнепышминского исторического музея, служила грузовым и пассажирским транспортом на рудниках. В таких приспособлениях рабочие передвигались по подземным и наземным шахтам, а также с их помощью отправляли полезные ископаемые наверх. Подобные вагонетки использовали и на Пышминско-Ключевском медном руднике.
С XV века горняки прокладывали на рудниках лежневые дороги. Они представляли собой ряды из необработанных стволов деревьев, которые были сложены плотно друг к другу. Брусья именовали лежнями — так и появилось название путей.
Грузовые вагончики по таким дорогам передвигали на деревянных колесах. Сначала их толкали сами горняки, а позже стали использовать лошадей. Лежни строили в копях в России и в Западной Европе. За громкий лязгающий звук, который издавали вагонетки, их прозвали «собаками».
Если раньше для лежневых дорог использовали любые стволы, то с XVI века начали выбирать гладкие брусья и укладывать их в грунт. По таким «рельсам» тележки катились быстрее, чем по обычной дороге, поэтому лошадь могла везти больше груза.
В 1680 году в Англии появилась инновационная деревянная дорога. Ее построили от открытых рудников Ньюкасла до порта на реке Тайн. С помощью вагонеток каменный уголь привозили из шахт, загружали на корабли и отправляли в другие страны.
На новой дороге использовали силу гравитации вместо животных. Пути соорудили на рельефной местности. От рудника к порту дорога шла вниз, с горы, поэтому груженные углем тележки сами катились по рельсам. В каждой вагонетке сидел конструктор, который регулировал скорость при помощи ручного тормоза, а сзади бежала лошадь на поводке. Обратно животное тянуло пустую повозку в гору.
Одновременно с развитием рельсового пути сформировался и внешний вид вагонетки — легкого открытого вагона без крыши и с маленькой вместимостью. В нее помещалось около шести тонн угля и до 13 тонн руды.
В конце XIX века, когда предприятия стали крупнее, а количество шахтеров резко выросло, рабочим потребовались пассажирские вагонетки. Подобные тележки используют в рудниках до сих пор, существуют модели с откидными бортами и днищем, а также транспорт с крышей. Их различают по длине, ширине, диаметру колес и вместимости.
С XV века горняки прокладывали на рудниках лежневые дороги. Они представляли собой ряды из необработанных стволов деревьев, которые были сложены плотно друг к другу. Брусья именовали лежнями — так и появилось название путей.
Грузовые вагончики по таким дорогам передвигали на деревянных колесах. Сначала их толкали сами горняки, а позже стали использовать лошадей. Лежни строили в копях в России и в Западной Европе. За громкий лязгающий звук, который издавали вагонетки, их прозвали «собаками».
Если раньше для лежневых дорог использовали любые стволы, то с XVI века начали выбирать гладкие брусья и укладывать их в грунт. По таким «рельсам» тележки катились быстрее, чем по обычной дороге, поэтому лошадь могла везти больше груза.
В 1680 году в Англии появилась инновационная деревянная дорога. Ее построили от открытых рудников Ньюкасла до порта на реке Тайн. С помощью вагонеток каменный уголь привозили из шахт, загружали на корабли и отправляли в другие страны.
На новой дороге использовали силу гравитации вместо животных. Пути соорудили на рельефной местности. От рудника к порту дорога шла вниз, с горы, поэтому груженные углем тележки сами катились по рельсам. В каждой вагонетке сидел конструктор, который регулировал скорость при помощи ручного тормоза, а сзади бежала лошадь на поводке. Обратно животное тянуло пустую повозку в гору.
Одновременно с развитием рельсового пути сформировался и внешний вид вагонетки — легкого открытого вагона без крыши и с маленькой вместимостью. В нее помещалось около шести тонн угля и до 13 тонн руды.
В конце XIX века, когда предприятия стали крупнее, а количество шахтеров резко выросло, рабочим потребовались пассажирские вагонетки. Подобные тележки используют в рудниках до сих пор, существуют модели с откидными бортами и днищем, а также транспорт с крышей. Их различают по длине, ширине, диаметру колес и вместимости.