Петр Семенов считается первопроходцем в изучении Тянь‑Шаня — горной системы, расположенной в Центральной Азии. За его научные заслуги в год 50‑летия первой экспедиции, в 1906 году, к фамилии ученого добавили приложение «Тян‑Шанский». В 1856–1857 годах он начал изучать Тянь-Шань. Среди впечатляющих результатов экспедиции была первая подробная схема горных хребтов, исследование озера Иссык‑Куль и многих других географических объектов в этой местности. Исследователь доказал, что в этой местности нет действующих вулканов, открыл множество новых, неизвестных науке видов растений и собрал коллекцию горных пород.
«Насколько заманчивы и привлекательны кажутся поэту и художнику вечно-снежные горные вершины, настолько же привлекают они и естествоиспытателя, да и вообще путешественника, умеющего находить в изучении явлений природы и умственные, и эстетические наслаждения, — рассуждал ученый. — Никогда не забуду момента, проведенного мною в совершенном одиночестве на грани вечных снегов в Заилийском Алатау, над прекрасным альпийским озером Джасыл-Куль.
Пройдя благополучно через серую мглу темной тучи, я добрался до снежного горного гребня и неожиданно очутился здесь в совершенно безоблачной атмосфере под палящими лучами склонившегося к западу солнца. Внизу подо мною мрачно задвинули ущелье Джасыл-Куль темные тучи, беспрестанно рассекаемые извилистыми молниями. Страшные удары грома повторялись эхом близких и дальних гор, сливаясь иногда в продолжительные раскаты. С треском отрывались скалы от нависших над пропастями утесов и с глухим гулом падали на дно долины. Около меня все было величественно-спокойно.
Неподвижно стояли передо мною снежные исполины, ослепительно блистая на солнечном свете. Я был один; лошади и спутники остались внизу в долине, где бушевала гроза и шел проливной дождь. Никакого оружия при мне не было, кроме геологического молота; но я чувствовал себя в совершенной безопасности. Кровожадному тигру незачем было забегать на эти пустынные вершины; никогда не забирались сюда и шайки разбойников, иногда даже более лютые, чем тигры. Свеж и чист был несколько редкий горный воздух, прозрачна была холодная водная струя, вытекавшая из-под ослепительного снежного покрова…».
Картину «В горах Тянь-Шаня» из собрания музея написал Павел Весёлкин — мастер из Чаплыгинского района Липецкой области, который наследует таким художникам, как Константин Коровин и Николай Фешин. Он известен благодаря пейзажам, точно передающим настроение и атмосферу изображенного места. Часто это работы, написанные в импрессионистском ключе, — Весёлкин старательно передает естественное освещение и нюансы ландшафта. Картина хорошо иллюстрирует отрывок из воспоминаний Семенова-Тян-Шанского о его путешествии.
«Насколько заманчивы и привлекательны кажутся поэту и художнику вечно-снежные горные вершины, настолько же привлекают они и естествоиспытателя, да и вообще путешественника, умеющего находить в изучении явлений природы и умственные, и эстетические наслаждения, — рассуждал ученый. — Никогда не забуду момента, проведенного мною в совершенном одиночестве на грани вечных снегов в Заилийском Алатау, над прекрасным альпийским озером Джасыл-Куль.
Пройдя благополучно через серую мглу темной тучи, я добрался до снежного горного гребня и неожиданно очутился здесь в совершенно безоблачной атмосфере под палящими лучами склонившегося к западу солнца. Внизу подо мною мрачно задвинули ущелье Джасыл-Куль темные тучи, беспрестанно рассекаемые извилистыми молниями. Страшные удары грома повторялись эхом близких и дальних гор, сливаясь иногда в продолжительные раскаты. С треском отрывались скалы от нависших над пропастями утесов и с глухим гулом падали на дно долины. Около меня все было величественно-спокойно.
Неподвижно стояли передо мною снежные исполины, ослепительно блистая на солнечном свете. Я был один; лошади и спутники остались внизу в долине, где бушевала гроза и шел проливной дождь. Никакого оружия при мне не было, кроме геологического молота; но я чувствовал себя в совершенной безопасности. Кровожадному тигру незачем было забегать на эти пустынные вершины; никогда не забирались сюда и шайки разбойников, иногда даже более лютые, чем тигры. Свеж и чист был несколько редкий горный воздух, прозрачна была холодная водная струя, вытекавшая из-под ослепительного снежного покрова…».
Картину «В горах Тянь-Шаня» из собрания музея написал Павел Весёлкин — мастер из Чаплыгинского района Липецкой области, который наследует таким художникам, как Константин Коровин и Николай Фешин. Он известен благодаря пейзажам, точно передающим настроение и атмосферу изображенного места. Часто это работы, написанные в импрессионистском ключе, — Весёлкин старательно передает естественное освещение и нюансы ландшафта. Картина хорошо иллюстрирует отрывок из воспоминаний Семенова-Тян-Шанского о его путешествии.